Комсомол: уроки прошлого и опыт для современного молодежного движения
Автор: Б. А. Ручкин,доктор исторических наук, профессор.25 лет назад (28.09.1991 г.) на 22 съезде ВЛКСМ было принято решение о роспуске ВЛКСМ. Какие уроки и опыт извлекает современная молодежь.
29 октября 1918 года в Москве открылся I съезд рабочей и крестьянской молодежи, провозгласивший создание Российского Коммунистического Союза Молодежи (РКСМ).
Спустя 73 года, точнее 28 сентября 1991 года, в Москве завершил свою работу ХХII чрезвычайный съезд ВЛКСМ. Руководители и актив комсомола признали, что в условиях демократизации советского общества, роста национального самосознания в союзных республиках, стремления к суверенизации субъектов комсомола единая всесоюзная молодежная организация существовать не может. Съезд постановил «считать исчерпанной политическую роль ВЛКСМ как федерации коммунистических союзов молодежи».
Два этих съезда комсомола отражали умонастроения разных поколений молодежи, живших в принципиально отличающихся социально-политических условиях. Между ними лежит целая эпоха, насыщенная грандиозными для судеб страны и мира событиями. Комсомол, как помощник КПСС, был активным созидателем социалистического общества, организатором и воспитателем советской молодежи. Об этом свидетельствуют высокие государственные награды, полученные ВЛКСМ:
1928 год – в ознаменование боевых заслуг, за беспримерный героизм в годы гражданской войны и иностранной интервенции – орден Красного Знамени;
1931 год – за инициативу, проявленную в деле ударничества и социалистического соревнования в годы первой пятилетки, – орден Трудового Красного Знамени;
1945 год – за выдающиеся заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны Советского Союза против гитлеровской Германии, за большую работу по воспитанию советской молодежи в духе беззаветной преданности отечеству – орден Ленина;
1948 год – за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле коммунистического воспитания советской молодежи и активное участие в социалистическом строительстве и в связи с 30-летием со дня основания ВЛКСМ – орден Ленина;
1956 год – за большие заслуги комсомольцев и советской молодежи в социалистическом строительстве, особо отмечая самоотверженный и плодотворный труд в успешном освоении целинных и залежных земель, – орден Ленина;
1968 год – за выдающиеся заслуги и большой вклад в становление и укрепление советской власти, мужество и героизм, проявленные в боях с врагами Родины, активное участие в социалистическом строительстве, за плодотворную работу по воспитанию подрастающих поколений и в связи с 50-летием ВЛКСМ – орден Октябрьской Революции.
Никакая другая общественно-политическая организация не удостаивалась столь высокого признания своих заслуг.
Материально-технические и культурные ценности, созданные непосильным трудом предшествующих поколений, служат современному обществу, хотя ушли в небытие миллионы безымянных тружеников, прежняя общественно-политическая система и ее структуры, включая комсомол. Казалось бы, полученное наследство должно вызывать чувство благодарности. Однако отношение к социалистическому прошлому, атрибутам власти и общественным организациям у наших современников неоднозначное.
Негативная струя в освещении истории не утихает до сих пор. Фальсификации подвергаются история советской страны, ее руководители, политическая система, этапные события. (Комсомольская правда. 2008. 1 июля.)
Нельзя не отметить и тот факт, что все страны СНГ издали свои национальные истории. И там в своих трудах определенный круг историков показывают Россию «как внешнего противника, иногда даже как внешнего врага, которому приписывают негативное влияние на ход исторического развития в этих новых суверенных государствах». (См.: Как нам собрать свою историю//Российская газета. 2008. 18 июля)
В целом в настоящее время, как и в 90-е годы, легко прослеживается устойчивость так называемого
Забвение положительного исторического опыта создает почву для отчуждения молодого человека от прошлого своей страны, восприятия истории советского периода, в том числе и истории комсомола, как череды трагедий, и не более.
В этой связи позволим две цитаты из вступительного слова редактора-составителя сборника «Молодежное движение России в документах
Далее дается оценка комсомола в целом: «По смыслу своего учреждения, методам работы в целом кровавой деятельности комсомол был и остается механизмом подавления и уничтожения российской молодежи». (Там же. С. 17.)
В этой оценке сквозят или полное невежество, или неукротимая злоба. В ней нет и тени научного анализа.
Возникает естественный вопрос: пригоден ли опыт комсомола действующим ныне молодежным организациям? Вопрос вовсе не праздный, если иметь в виду, что ВЛКСМ оказался нежизнеспособным в условиях перехода к новым общественным отношениям. Ответ может быть только однозначным: да, опыт полезен и может быть использован.
Понятие «исторический опыт», на наш взгляд, имеет два основных слоя и воспринимается,
За время своего существования комсомол, как и вся советская страна, прошел ряд этапов, существенно отличавшихся по первоочередным задачам. Это Гражданская война, период новой экономической политики, социалистической реконструкции народного хозяйства и колхозного строительства, Великая Отечественная война, время оттепели, относительной стабильности, начало кризисных явлений в обществе и реформы периода перестройки. При неизменности идеологии в деятельности комсомола на каждом этапе были свои специфические черты. Опыт работы с молодежью видоизменялся и обогащался.
Раскрытие исторического опыта ВЛКСМ предполагает объективные оценки как опыта в целом, так и отдельных периодов его накопления. Речь идет об изучении опыта не только положительного, но и негативного, ибо само осознание ошибочности тех или иных действий имеет позитивное значение для извлечения уроков из истории.
Как же в целом можно определить этот опыт – положительный или отрицательный? Если за основу оценки положительного опыта взять практику, которая содействует прогрессивному развитию общества, то его следует признать положительным. При всех издержках социальная практика комсомола была направлена на созидание.
Сейчас, когда в стране миллионы бездомных, выброшенных на обочину жизни подростков, представляет практический интерес опыт участия комсомола в ликвидации детской беспризорности в годы Гражданской войны. В короткий срок Советскому правительству удалось решить эту трудную проблему. Создание в 1922 году пионерской организации, работавшей под руководством комсомола, имело огромное значение в деле социализации детей, их политического, физического и нравственного воспитания. Кстати, при образовании пионерской организации использовался отечественный и зарубежный опыт скаутского движения по формам и методам работы с детьми, но их воспитанию придавалось классовое содержание.
В нынешних условиях стоило бы обратить внимание на социальную практику комсомола в период новой экономической политики, когда возникли частные предприятия и кооперативы. Защита экономических интересов рабочей и трудящейся молодежи тогда выдвинулась на первый план. ЦК комсомола вносил в Совет народных комиссаров предложения, проекты постановлений, направленные на улучшение материальных условий работающей молодежи. Вместе с профсоюзами комсомольские организации заботились о соблюдении прав молодежи на производстве.
В современной демократической России, как и в дореволюционное время, появились дети школьного возраста, не умеющие читать и писать. Советская власть при активном участии комсомола смогла ликвидировать безграмотность подрастающего поколения. Одновременно шло обучение грамоте взрослого населения, прежде всего в деревнях и селах. Комсомол взял на себя функции педагога. Обучение проводилось не только в школах, но и в кружках, на предприятиях, в сельских клубах, избах-читальнях.
Кто сейчас будет заниматься собиранием, организацией обучения и воспитания маргинальной части нашего общества, условия жизни которой толкают подростков к бродяжничеству и правонарушениям?
Традиции привлечения молодежи в решение народнохозяйственных задач, зародившиеся в годы первых пятилеток, в новых формах проявились при восстановлении народного хозяйства после Отечественной войны, в освоении целины, тюменских просторов, строительстве Братской ГЭС, БАМа.
Отсюда опыт создания комсомольско-молодежных коллективов (от бригад до трестов), студенческих строительных отрядов, организация общественных призывов на ударные объекты. Вот несколько цифр.
Место комсомола в решении кадровых проблем ударных строек определялось не только количественными показателями, но и качественным составом молодых добровольцев. Шел отбор юношей и девушек с учетом их специальности и профессиональных навыков, общеобразовательной подготовки, физических возможностей. Свидетельством их политической зрелости являются мотивы приезда посланцев ВЛКСМ. К примеру, наши исследования на БАМе показывали, что 89% бойцов ударных отрядов им. XVII съезда ВЛКСМ, XXVI съезда КПСС прибыли туда, понимая важность этих объектов для страны, с целью проверить себя в трудных условиях. Идейно-патриотические мотивы являлись преобладающими среди других мотивов приезда добровольцев на БАМ.
В современных условиях актуальность приобретают опыт комсомола по созданию целой системы поиска и развития молодых талантов, формы работы, дававшие старт молодым в науку, искусство, спорт. Одним из элементов этой системы были награды Ленинского комсомола для различных категорий молодежи за ударный, творческий труд, за достижения в учебе, науке, воинской службе («Трудовая доблесть», «Молодой гвардеец пятилетки», «Мастер – золотые руки», «Лучшему учителю-комсомольцу», «Спортивная доблесть», «Воинская доблесть» и др.). Награды эти были формой морального поощрения и высоко ценились молодыми людьми. (Так, в период
Высшей наградой, имевшей в обществе престиж, была премия Ленинского комсомола. Ее получали единицы – «звезды первой величины». За 25 лет (с 1966 по 1991 гг.) лауреатами стали 5527 человек. (См.: Звезды первой величины. Москвичи – лауреаты премии Ленинского комсомола: биогр. спр. М.:
Особого внимания заслуживает работа комсомола в строительстве и укреплении Красной армии
В 1940 году авиаклубы и авиашколы подготовили около 10 тыс. различных специалистов. Комсомол явился также инициатором парашютного спорта в СССР. Без этой подготовки молодежи к войне победа далась бы еще с большими потерями в начальный период Великой Отечественной войны.
СССР строил социализм в окружении капиталистических стран. Мир был зыбким, опасность войны, особенно после прихода фашистов к власти в Германии, возросла. Надо было готовиться к отражению вражеской агрессии, укреплять патриотические чувства граждан, прежде всего молодежи. Для советской молодежи служба в армии считалась не только долгом, но и честью. Воспитание юношей и девушек в духе патриотизма проходит сквозной линией во все периоды деятельности. Опыт работы комсомола в этом деле является ценным его наследием.
Понятно, что положительный опыт в чистом виде, т. е. не содержащий ошибок, вообще едва ли возможен. Отдельные аспекты деятельности комсомола не могут вызвать позитивной оценки. Прежде всего, речь идет о политике коммунистической партии, направленной против крестьянства, мелкой городской буржуазии, Православной церкви и священнослужителей, партийных оппозиционеров, о чудовищных по размаху массовых репрессиях 30-х годов. ВЛКСМ не был допущен к разработке партийного курса, но как верный помощник партии со свойственной молодежи энергией участвовал в реализации этой жестокой антигуманной политики.
Недоброжелательно относящиеся к комсомолу исследователи неизменно подчеркивают его ответственность за поддержку политики террора в
Многомиллионный размах чистки был бы невозможен, не подключись в помощь карательным органам целая армия помощников. Выступая 20 ноября 1937 года на собрании актива Москвы по поводу 20-летия
Комсомольцы – не исключение. Сотрудничество с властями в подавлении «врагов народа» преподносилось как действие патриотическое и однозначно благородное.
Не в порядке оправдания скажем, что комсомол был одновременно порождением советской системы, ее активным творцом и ее жертвой. Многие из руководящих комсомольских работников (в том числе и генеральный секретарь А. Косарев) стали жертвами государственного террора. Но заметим также, что коренные ломки социального строя с неизбежностью сопровождаются ломкой людских судеб и не обходятся без трагедий. Это историческая закономерность. На наш взгляд, не стоит делать кумиров из участников Гражданской войны из лагеря красных и белых. Война была трагедией народа и страны. Не вдаваясь в подробности, напомним о жертвах в гражданской войне Севера с Югом в США, о сожженных на кострах инквизиции, о тридцатилетней войне в Германии, которая стоила не менее половины населения. По подсчетам историков, советская коллективизация сравнима с огораживанием, массовыми захватами общинных крестьянских земель в Англии.
Если наша история была ничуть не более кровавой, чем история многих стран и народов, почему именно история России в западных изданиях предстает чередой кровавых преступлений? «Отличие от Европы состоит в следующем, – пишет В. Д. Соловей, – там «хвост рубили по частям»: процесс модернизации, включая раскрестьянивание, занял десятилетия и даже столетия, а в России его отрубили сразу. Наши основные потери от и вследствие модернизации сконцентрировались по времени, уложились
Форсированный характер модернизации оплачен высокой ценой, но это надо рассматривать в контексте времени, сложности задач и агрессивной внешней обстановки.
Исследование трагических моментов в борьбе за утверждение новых общественных отношений необходимо для извлечения уроков из истории, но извлечение уроков из трагических страниц без изучения позитивных свершений в ходе строительства не дает исторической правды.
Возвращаясь к вопросу об общей оценке исторического опыта ВЛКСМ, повторимся: имеющиеся негативные моменты в его деятельности не изменяют сущности положительного опыта.
«…Научная оценка эпохи должна производиться не по совершенным в ней преступлениям, – говорил выдающийся мыслитель А. А. Зиновьев, – а по тому вкладу, который она внесла в социальный прогресс человечества. Вклад советской эпохи с этой точки зрения грандиозен. Он остался непонятым и объективно неоцененным на научном уровне до сих пор». (См.: Русский интеллектуальный клуб. Книга пятая. М., 2007. С. 9.)
В деятельности комсомола можно выявить еще немало практического опыта, возможного для использования в нынешнее время, так же как и поучительных уроков.
Исторический опыт отличается от истории тем, что изучается не вся история, а только те ее стороны, которые приобретают особую актуальность. Среди них – система работы с кадрами и активом комсомола.
Комсомол по определению считался и фактически являлся резервом правящей коммунистической партии. Но не только. На самом деле его политические функции простирались гораздо шире: циркуляция элиты в советском обществе, как общее правило, начинала свой разбег именно в комсомоле.
Комсомольские работники вырастали из многомиллионной армии комсомольского актива. Только выборный актив ВЛКСМ насчитывал в 80-е годы свыше 9 млн. человек. Кадровая политика в ВЛКСМ слагалась из многих элементов, но важнейшую роль в воспитании кадров и актива играли их обучение, сложившаяся система повышения идейно-теоретического уровня и деловой квалификации.
Эта система включала в себя: для самого массового звена, школы комсомольского актива при комитетах ВЛКСМ, райкомах и горкомах комсомола (к середине 80-х годов их насчитывалось 39 тыс. и в течение года в них повышали квалификацию более 5 млн. человек); для освобожденных секретарей первичных организаций, работников райкомов, горкомов комсомола – зональные, республиканские и областные школы – их формирование началось в 1968 году и к 1983 году. насчитывалось более 40 с общим количеством мест – 3345. Другими словами, это позволило обучать ежегодно более 26 тыс. комсомольских работников. (См.: Комсомольское строительство. М.: Молодая гвардия, 1984. С.
Центральным звеном системы являлась Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ, созданная в 1969 году. За годы существования ВКШ в ней получили высшее и второе высшее образование свыше 20 тыс. человек плюс почти 10 тыс. иностранцев из 110 стран мира. Более 1000 человек закончили аспирантуру, защитили кандидатские диссертации. (30 лет ВКШ – Институту молодежи. Материалы Торжественного собрания 2 ноября 1999 г. М., 2000. С. 44.)
Заботу о подготовке молодых специалистов, управленцев, чиновников все предметнее проявляет сегодня и власть. Об этом свидетельствует состоявшийся Всероссийский информационно-образовательный форум «Селигер-2008». В нем приняло участие более 5000 активистов движения «Наши» из 50 регионов страны. «Селигер-2008» назван образовательным, его главная задача вполне в духе нынешнего времени – создание кадрового резерва для инновационной экономики России.
За время работы форума на нем побывало много высокопоставленных гостей: депутаты, губернаторы, мэры областных центров.
Прошедшие годы показали, что медленно, но верно молодые лидеры занимали разновеликие карьерные посты. Три их представителя есть в Госдуме, в ряде региональных парламентов представлены активисты движения, несколько человек проходили стажировку в «Газпроме», бывших структурах РАО «ЕЭС России». В принципе – как в комсомоле. Масштабы только несравнимы. Эти десятки примеров – на 100 тыс. сторонников движения или на 10 тыс. его активистов. И здесь не просматривается «кадровой революции» и никакой другой, если учесть, что знают о деятельности и делах движения «Наши» около 13% опрошенных молодых людей. (См.: Результаты исследования «Молодежь в политике», проведенного Фондом «Общественное мнение» //Комсомольская правда. 2008. 27 мая. С. 4.)
Впечатляет анализ жизненного пути комсомольских работников в последующем на производстве, в науке, системе партийного и государственного управления, что подтверждало общеизвестный факт – комсомол был кузницей кадров для всей системы советского общества и государства.
ВЛКСМ помог тысячам комсомольских работников устоять и не потеряться в новых российских условиях. Об этом свидетельствует, в частности, социологический опрос среди бывших руководителей различных по уровню структур ВЛКСМ, проведенный в сентябре 1998 года НИЦ Института молодежи.
Вот ответы на вопрос нашего исследования:
«Помогает ли опыт комсомольской работы в новых российских условиях?» (в %)
Годы работы
в комсомоле
Да, помогает;
Нет, не помогает;
Не могу утвердительно ответить;
1980–1991
91
9
1970–1979
83
1
16
1960–1969
74
6
20
1930–1959
82
12
6
Само государство было заинтересовано в каждом активном комсомольце, потому что эти активисты были готовыми управленцами. Кстати, воспитанницей комсомола (естественно, гэдээровского) является и канцлер ФРГ Ангела Меркель которая была секретарем институтского комитета по идеологии. Это первая в Германии
Заметим также, что комсомол стал отправной точкой в карьере (со знаком «плюс» или «минус») для большинства представителей нынешней элиты России. Доля активистов ВЛКСМ среди россиян разного общественного статуса составляет: среди крупных бизнесменов и топ-менеджеров – 33%; специалистов – 24%; служащих и рабочих – 16%.
Почему так происходит? Что же комсомольцы смогли вынести полезного для капиталистических реалий из коммунистических организаций?
Они получили в комсомоле школу организации дела, навыки лидерства, возможность обзавестись связями по всей стране, развить ораторские способности и умение убеждать. Бизнесмен из Волгограда А. Петренко в анкете написал: «Мне комсомол дал нужные связи, знание высших слоев общества в городе. Такому в институте не научат. И вообще для меня комсомол – это советский Кембридж».
Отсутствие в настоящее время аналогичного института раннего приобщения молодых людей к общественно-управленческой деятельности не может не сказаться на качестве состава руководителей. Сегодня такой школы управления, такой системы подготовки кадрового резерва в России просто нет. Кстати, согласно данному исследованию профсоюзы оказались практически бесполезными для нынешней жизни.
Главной целью комсомола было воспитание молодежи. На вопрос «Что из опыта ВЛКСМ можно использовать в современной жизни?» абсолютное большинство (66%) из числа опрошенных комсомольских работников (более 400) ответили: воспитание молодежи в духе преданности Родине.
Беря на себя роль воспитателя молодежи, комсомол помогал партии в решении общегражданских задач. В процессе труда, учебы, творческой деятельности происходило нравственное воспитание молодежи. Коммунистическая нравственность была классовой, так же как и буржуазная мораль.
В соответствии с заветом В. И. Ленина нравственным считался такой образ действий, который способствовал утверждению коммунизма. Будучи противоположной буржуазной морали, коммунистическая нравственность содержала некоторые общечеловеческие ценности. К ним следует отнести труд на благо общества, социальную справедливость, взаимопомощь, стремление к духовному росту, освоение культурного наследия человечества, любовь к своей стране, уважение к другим народам, чувство долга. Не воспитай комсомол этих качеств (а его школу прошли двести миллионов человек), не было бы тех побед в хозяйственном строительстве и победы в самой жестокой войне – войне с фашизмом.
В системе обучения и воспитания молодежи комсомолом накоплен значительный опыт, есть немало ценных находок, которые носят универсальный и потому вневременной характер.
Подчеркнем: во всякий исторический период, в любом государстве возникает проблема воспитания молодежи. С формированием «рыночного» слоя общества формируется и соответствующий тип личности. Его специфические черты – готовность к риску, иметь потребности в жизненных достижениях и успехе, способности к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств; иметь в разумной мере индивидуалистические установки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, обладать прагматическим отношением к жизни, умение приспосабливаться к экономической конъюнктуре, сохраняя свою мировоззренческую позицию, гуманистические идеалы и ценности, видимо, и есть те ориентиры, которые необходимы для формирования жизнеспособного поколения в переходный период. Но это не снимает проблемы воспитания гражданина, патриота.
Касаясь вопроса патриотизма, заметим: после отрезвления от «дикой» демократии в обществе наблюдается стремление к возрождению патриотизма на качественно новой основе. Затрагивая вопрос воспитания, В. В. Путин отметил, что в Российской империи важна была принадлежность человека к православной вере, во времена СССР – наличие партбилета, в современной же России роль универсального принципа может играть патриотизм – «в хорошем смысле слова». Люди раньше недооценивали его, не понимали, что он сам по себе деидеологизирован и имеет определенную ценность. Надо его талантливо и грамотно внедрять в сознание общества.
Однако это стремление еще не обрело четкие, понятные большинству людей рамки. Ныне депутаты Госдумы предлагают принять закон о патриотическом воспитании молодежи. По их мнению, он поможет создать систему государственных мер, необходимых для воспитания в юношах и девушках чувства любви к Родине.
Комитет Госдумы по обороне выступил с инициативой по возрождению в школах курса начальной военной подготовки, возрождению того, что существовало раньше, – военно-технической пропаганды, деятельности
Но можно ли законом воспитать любовь к Отечеству? Вопрос из разряда риторических. Исторический опыт свидетельствует, что патриотизм вырастает на почве великих достижений, понятных и привлекательных социальных ориентиров и целей, высоких идей, веры в социальную справедливость – того, чего у нас сегодня просто нет.
Анализ истории и деятельности комсомола на протяжении всех десятилетий подтверждает вывод: любой политический строй крепок поддержкой юношества, и наоборот, режим, отвернувшийся от молодого поколения, не имеет исторических перспектив.
Комсомол показал себя эффективным орудием разрушения старого порядка и защиты нового строя, занял видное место на «трудовом фронте социализма». Эта способность к адаптации в самых различных сферах жизнедеятельности советского общества проявилась и в новых условиях на рубеже 1980-90-х годов.
Именно комсомол оказался наиболее восприимчивым к идее коренного реформирования советского общества, адаптации его к новым общественно-политическим условиям.
Одним из главных направлений эволюции союза в
Разработка государственной молодежной политики и создание правовых и организационных ее основ, осуществленная по инициативе комсомола и в основном его силами, была одним из центральных направлений деятельности ЦК ВЛКСМ и комитета комсомола, создавшей, в свою очередь, условия для реформирования самого союза.
Прошло несколько лет упорной борьбы, прежде чем 10 апреля 1990 года Верховный Совет СССР после доклада первого секретаря ЦК ВЛКСМ, сделанного по поручению группу народных депутатов от ВЛКСМ, ЦК ВЛКСМ и Временного творческого коллектива по созданию Закона о молодежи, принял в первом чтении этот главный законопроект, формирующий принципиально иную молодежную политику и инструмент ее осуществления.
Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», принятый в 1991 году, утратил свою силу сразу же после того, как произошел развал СССР (1991 год). Этот закон, передовой для своего времени по идеям правового регулирования в социальной сфере, не вошел в правовую систему России, но дал импульс для разработки и принятия соответствующих законов в ряде республик.
Замысел преобразований в комсомоле и их план уточнялись и улучшались на протяжении
В процессе реформирования комсомола обогатились формы его участия в решении ряда острых социальных проблем. Этому способствовало принятие по инициативе ЦК ВЛКСМ государственных решений, связанных с экономической деятельностью комсомола.
К 1990 году в комсомоле насчитывалось более 4 тыс. «хозяйственных формирований» с общим объемом производства продукции и услуг свыше двух миллиардов рублей. В них было занято более 200 тыс. человек. В непосредственном подчинении ЦК ВЛКСМ находились десятки предприятий, организаций, учреждений с оборотом в сотни миллионов рублей финансовых и материальных средств. Предприятия комсомола за время после ХХ съезда ВЛКСМ направили более 50 млн. рублей на социальные программы для молодежи.
Хозяйственные инициативы комсомола в этот период демонстрировали, что экономика страны может развиваться быстрее, опираясь на высокий уровень образования и профессионализма молодежи.
ЦК ВЛКСМ, депутаты, избранные от ВЛКСМ, активно выступали против стремления национальных групп партийно-государственной номенклатуры выйти
Оценивая политическую позицию комсомола в годы перестройки, можно сказать, что комсомол в меру своих возможностей оказывал сопротивление страшным событиям, начавшимся с 1985 года, еще раз пытался продемонстрировать свою способность в перестройке своей деятельности.
Тем не менее, 28 сентября 1991 года XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ постановил считать исчерпанной политическую роль ВЛКСМ как федерации коммунистических союзов молодежи. Это произошло в ближайшее по времени историческое прошлое комсомола, и уроки имеют самое непосредственное отношение к происходящему сегодня. Тема волнующая и требует специального рассмотрения. Ограничимся несколькими замечаниями.
Да, ранее функциональная эластичность комсомола позволяла ему находить свое применение в самых различных сферах жизнедеятельности советского общества и делала его незаменимым помощником партии во всех делах. Но ситуация резко изменилась. По словам А. А. Зиновьева, во второй половине 80-х годов в России начался самый трудный в ее истории период: «Этот период является гораздо более трудным, чем все предшествовавшие трудные периоды, которыми так богата российская история». (См.: Молодежь и общество на рубеже веков. М., 1999. С. 52.) В эти годы в результате сложного комплекса факторов как внешнего, так и внутреннего, как объективного, так и субъективного характера произошли распад советского блока, Советского Союза и разгром коммунистического социального строя.
При таком повороте событий основной причиной самороспуска комсомола являлась не исчерпанность возможностей комсомола, а, согласимся с выводом В. И. Мироненко, невостребованность такой организации молодежи в разрушающемся под грузом неразрешимых проблем государстве. Распад общественной модели увлек за собой и комсомол. Это отнесем к объективным обстоятельствам.
Согласно нашему исследованию основная причина в массовом сознании комсомольских кадров и актива видится в действии последнего ЦК ВЛКСМ. Сквозная мысль в ответах: последний состав ЦК ВЛКСМ легко «сдал» комсомол «демократии». (См.: Ответы на вопросы о комсомоле секретарей ЦК ВЛКСМ: В. Е. Семичастного, Л. К. Балесной, Ю. В. Торсуева, В. М. Мишина, В. И. Мироненко (Комсомолу – 80, С. 140-158), Б. Н. Пастухова (Российская газета. 2008. 10 октября).
Здесь есть своя правда. Но следует сказать другое: эволюционные процессы в комсомоле протекали без должной политической воли в деле их реализации, не находили должного отклика и поддержки со стороны членов ВЛКСМ. Приведем только одну цифру из наших многочисленных исследований, проведенных накануне XXI съезда ВЛКСМ: 78% молодых людей не интересовало положение дел в Союзе. Вот ответы комсомольских работников этого периода на вопрос о причинах «краха» ВЛКСМ: формализм (64%), слабость воздействия комсомола на решение молодежных проблем (21%), чрезмерная централизация руководства (19%).
При анализе причин распада комсомола нельзя не обратить внимание на происходившие социальные процессы в молодежной среде и (главное) на степень понимания этих процессов партией и государством.
Словом, все оказалось тесно переплетенным: и объективные, и субъективные причины. Комсомол как часть системы (политической и социальной) не мог выжить в одиночку. В руководстве ЦК последних лет не нашлось лидеров, отвечающих по своему таланту вызову времени.
Наша задача, непосредственных свидетелей, а затем исследователей ушедшей теперь в историю жизни и судьбы ВЛКСМ, состоит в том, чтобы как можно полнее и объективнее отразить весь реальный процесс его возникновения, развития и разрушения.
Статья из сборника «Молодежь и инновационное развитие России»,
М., МосГу, 2008г. под редакцией профессора Криворученко В