Навстречу юбилею Пионерии!
Автор: Г.Иванова- председатель областного Оргкомитета "Пионерии-95",член Совета КРОД "Ветераны комсомола"Иванова Г. В. – председатель областного Оргкомитета, член Международного Оргкомитета «Пионерии – 95», член Совета Кемеровского регионального общественного движения «Ветераны комсомола», председатель областного Совета пионерской организации
Дорогие коллеги, уважаемые учителя, пионерские и комсомольские работники прошлых лет, ветераны!
19 мая 2017 года исполняется 95 лет Всесоюзной пионерской организации, а 29 октября 2018 года – 100 – летие празднует ВЛКСМ.
Достойная встреча юбилеев – это не просто дань уважения детской, юношеской организациям, на счету которых очень много важных, добрых, полезных и для детей, и для страны дел, это возможность и для педагогов, и родителей, и общественности задуматься о том, что происходило и происходит в обществе с тех пор, как распустили пионерскую и комсомольскую организации!
Как сказал один из организаторов современного детского российского движения школьников в ответ на Указ Президента от 29 октября 2015 года «О создании общенациональной детско-юношеской Организации»: «взрослые отошли в сторону,
Празднуя в 2012 году 90-летие пионерской организации, мы вместе с Департаментом образования и науки провели конкурс творческих работ учащихся «Пионерское детство моих родителей», результаты которого превзошли все наши ожидания: например, героиня сочинения своей внучки из Колыонской школы Ижморского района Дерганова Татьяна Ивановна вспоминает: «…нам, 5 классу, доверили останавливать машины, которые при транспортировке зерна очень много теряли его по дороге на элеватор. Какое чувство ответственности, сколько гордости, …этого не забудешь никогда, как не забудешь « Зарницу», « Пионерскую зорьку», шефство над октябрятами, звуки горна, барабанную дробь….сердце трепещет в груди».
Вахрушева Настя – ученица 7 класса 36 школы г. Анжеро – Судженска в своём сочинении не только с гордостью пишет о своей маме – в прош- лом пионерской вожатой, но и о том, что, например, Маршруты: « В страну знаний», «Сильные, смелые, ловкие», « В мире прекрасного» не должны остаться в прошлом, они актуальны и сегодня.
Можно только гордиться такими объединениями, как «Созвездие» в школе № 63 г. Прокопьевска, которое помогает ветеранам, одиноким пожилым людям. Руководитель сектора «Детский Орден милосердия» этого объединения Астахова Настя пишет в сочинении: «..когда мне вручили галстук лидера, я поняла, что такое коллектив, в чём его сила, общественное признание, как дорого доверие ребят,так же, как был дорог пионерский галстук для моих родителей».
Алёхин Николай – ученик 9кл.шк.№ 3 посёлка Яя пишет с гордостью не только о детстве своего папы, но и о продолжении его дел в «Республике неугомонных ребят». Заметьте, есть человек – энтузиаст, продолжает жить его дело, конечно, преобразившись – на дворе 21 век…Какие мысли у детей?! Нам с вами есть, над чем задуматься.
Не случайно уже который год идёт реформирование образования, идёт процесс внедрения нового образовательного стандарта, который на первый план выдвинул духовно – нравственное воспитание школьников.
Почему вдруг появилась необходимость внедрения системно – деятельностного подхода к процессу и обучения, и воспитания?!
Конечно, не только для того, чтобы научить детей самостоятельно добывать знания, но и научить их вести диалог как с ровесниками, так и со взрослыми, научить быть ведущим и ведомым, научить анализировать происходящее и формировать при этом не просто собственную точку зрения, а ответственность за принимаемые решения, свои поступки.
Не случайно и сегодня продолжает работать школа комсомольского Актива «РБС», настолько она популярна среди подростков, так как там маленькие организаторы больших и важных дел постигали секреты мастерства неформальных лидеров, секреты культуры общения при неукоснительном уважении противоположной точки зрения.
К сожалению, по разным данным сегодня только от 5 до 10 процентов детей школьного возраста являются участниками достойных детских объединений, но даже они оказались разрозненными, тогда как мы все твердим, что общество должно быть консолидированным.
О том, что проблема актуальна, говорят и результаты анкетирования, проведённые Советом регионального общественного движения «Ветераны комсомола» среди разных категорий взрослого населения: учителей, родителей, ветеранов, где лейтмотивом проходит мысль: именно в детских общественных объединениях школьники учились ценить свой труд, своё время, свою мечту; учились ставить перед собой цель и идти к ней, добиваясь её реализации.
Наша история показывает, что государство и на этапе возникновения, и становления пионерской организации оказывало ей самую серьёзную поддержку, так как первоочередной своей задачей всегда считало воспитание подрастающего поколения, которое строилось на принципах самоуправления детского коллектива, их самоопределения и саморазвития.
Те, кто имел или имеют отношение к формированию детских общественных организаций, хорошо понимает, что за проблемами воспитания важно не просмотреть вообще проблемы детства, которые тоже неизбежны, когда ребёнок узнаёт и что такое радость, и что такое го- ре, но одни при этом учились преодолевать трудности, а другие ожесточались.
Главное для нас, взрослых, педагогов, родителей, важно понять, что детство – это уже и есть сама жизнь, а не подготовка к ней. В этой связи, я думаю, будет правильным подчеркнуть, что нет ничего страшнее, пустить на самотёк весь процесс воспитания.
Сегодня мы видим, что изменились условия жизни ребёнка, появились новые возможности: компьютер, интернет – это прекрасно и с точки зрения расширения кругозора, и организации учебного труда, но с другой стороны хаотичный поток информации с интернета, телевизора просто задавил сознание школьника.
Может быть, наступил удачный момент поразмышлять и на эту тему не только взрослым, но и учащимся!
При поддержке Департамента образования и науки наряду с такими юбилейными мероприятиями, как выставки, встречи, дискуссии, конференции мы объявили с 1-го февраля по 30 марта 2017 г. Конкурс творческих работ учащихся «Пионерское детство моих родных и близких, знатных земляков».
В декабре отправлено письмо, положение о конкурсе руководителям муниципальных органов управления образования.
Итоги будут подводиться на городских, районных торжественных собраниях с приглашением лауреатов, их руководителей, организаторов конкурса, на областной научно-практической конференции «Пионерская организация и современное детское общественное движение: диалектика развития»; лучшие работы победителей конкурса будут напечатаны в специальном юбилейном сборнике творческих работ.
Но главная задача этого конкурса, дорогие коллеги, не ностальгия по ушедшим временам, а осмысление накопленного пионерской организацией опыта и использование его в современных условиях развития детского самоуправления, детского общественного движения.
В рамках конкурса мы предлагаем осмыслить роль пионерской организации в формировании гражданской активности учащихся, о которой хорошо сказал в своём указе наш президент, в патриотическом, духовно – нравственном их воспитании; восстановить историю создания и деятельности пионерской организации города, района, Кузбасса, своей школы.
Предлагаемые темы для творческих работ позволят школьникам задуматься и над символическим значением слова «Пионер», и возможностями школьников разных возрастов в реализации важных экономических задач нашего региона, и в организации помощи младшим школьникам, детским садам, детским домам, одиноким престарелым людям, ветеранам; ролью пионерской организации в содействии личностному становлению учащейся молодёжи, формированию у них истинных ценностей, развитию их творческих способностей, в военно-патриотическом, духовно-нравственном воспитании подростков.
Забота о преемственности поколений, воспитании детей во все времена являлась неотъемлемой частью развития общества и невозможно отрицать то огромное влияние, которое оказывала даже самая младшая детская организация, пионерская, на воспитание подрастающего поколения.
Мы прекрасно помним, как дети по-взрослому решали проблемы взаимоотношений учащихся и родителей, учащихся и учителей, своего участия в делах взрослых, начиная от помощи отстающим в школе до организации досуга.
А вспомните главные заповеди тимуровской работы: нести радость людям, не быть равнодушными, улучшать окружающую жизнь, жизнь ветеранов и инвалидов, одиноких и престарелых людей.
У нас есть много примеров прекрасной волонтёрской работы в г. Кемерово, Новокузнецке, Прокопьевске, Белово, но это только примеры, а дети должны быть счастливы от осознания собственной значимости в реальном мире, а не в виртуальном. Нам так не хватает сегодня того патриотизма, который отличал пионерскую организацию.
Одним словом, самоуправление формировало у детей чувство разум-
ного, демократичного, воспитывало у них чувство собственного достоинства, укрепляло и развивало их инициативу, самостоятельность, активную позицию в коллективе.
Что плохого было в сборе металлолома и ежегодном проведении областных или всероссийских плавок на Кузнецком металлургическом комбинате, когда дети видели результаты своего труда, отношение к нему не просто взрослых, а руководства предприятий, города, области и даже правительства. Быть участником плавки было почётно, детям в подарок вручались пионерские кружки со специальной символикой. А главное, они видели труд металлурга и понимали его значимость, его ценность.
Сегодня Европейские страны ведут серьёзную работу по сбору и переработке макулатуры, а мы посмеиваемся над этой работой в прошлом пионерских организаций, а ведь это экономное отношение к природным ресурсам. Кстати, школьные лесничества, зелёные патрули,как много проводилось детьми работы и как серьёзно она оценивалась на ежегодных слётах. А операции « Колосок», « Зёрнышко»?! Даже только разговор о бережном отношении к хлебу на полях чего стоил!
Накануне юбилея нас радует развернувшаяся дискуссия среди парламентариев относительно создания детских общественных объединений, по мнению которых развитие патриотических чувств у подрастающего поколения позволит нам в будущем иметь дело с гораздо большим числом ответственных людей, готовых работать на благо Родины, быть достойными членами гражданского общества.
Радует и заявление Министра образования и науки Ольги Васильевой, которая заявила о возможности появления в школе должности вожатого, в настоящее время идёт разработка профстандарта.
Думается, что если объединить опыт прошлых поколений в воспитании молодёжи с сегодняшними возможностями, то мы, наверняка, будем иметь успех.
Что же касается организации Конкурса творческих работ, то мне хотелось бы обратиться ко всем неравнодушным, кто заинтересован не только в успешном проведении конкурса, но и в целом в воспитании подрастающего поколения: давайте поможем самим себе и своим воспитанникам поразмышлять над прошлым опытом детской организации и возможностями использования лучших традиций в современном детском движении Российских школьников, подумаем над тем, с какими предложениями мы можем выйти и к учебным заведениям, и общественности, молодёжным организациям, и к руководству области,города, района.