Добавить сайт в закладки Вход для участников

Роль детских общественных организаций учебных заведений области в воспитании подрастающего поколения: уроки прошлого и проблемы современности.

Автор: Иванова Г.В.-председатель областного Оргкомитета "Пионерии-95",член Совета КРОД "Ветераны комсомола

Дорогие коллеги! Уважаемые ветераны!

Наша история показывает, что государство и на этапе возникновения, и становления пионерской организации оказывало ей самую серьёзную поддержку, так как первоочередной своей задачей всегда считало воспитание подрастающего поколения. Подростковый возраст является наиболее удобным для формирования личности. Именно в этом возрасте идёт поиск социальных ролей, личностного самоопределения.
Но к сожалению в 90-е годы как начался переход от единой монопольной и, по сути дела, государственной детской организации к множеству отдельных детских формирований, так и не завершился до сих пор.
Российская газета «Первое сентября» вместе с центром «Педагогический поиск», в этом учебном году провела интересное исследование, попросив учителей школ школьных управленцев назвать самые важные, на их взгляд, проблемы воспитания, а потом предложила учёным прокомментировать ту картину, которая, как из мозаики, сложилась в результате опроса (сайт за 28.03.2017 г.). Так вот доктор педагогических наук Сергей Поляков считает (Ульяновск), что сейчас самого большого внимания заслуживает социализация учащихся, но не в смысле подготовки школьников к профессии, а в том, умеем ли мы формировать отношение ребят к тем реалиям, с которыми им приходится сталкиваться в обществе. Именно на это обращает внимание и президент в своём указе о создании Российского движения школьников. Областной совет регионального общественного движения « Ветераны комсомола», оргкомитет по подготовке к 95-летию Всесоюзной пионерской организации кроме конкурса творческих работ провёл ещё целую серию юбилейных мероприятий, в том числе выставки: в областной библиотеке для детей и юношества – «У каждого из нас есть берег детства»; в краеведческом музее и Государственном Архиве Кемеровской области — «Мир детства в потоке истории», встречи с ветеранами, педагогами, которые показали настоящую заинтересованность в решении проблем детства
Но мы в никоем случае не противопоставляем прошлое настоящему, мы все заинтересованы увидеть лучшее в соприкосновении времён, вспомнив прошлое, предложить друг другу что-то взять с собой в будущее, поговорить о настоящем…
Тем более, что в современных условиях очень сложно организовать деятельность учащихся без учёта их интересов, а это возможно, как убеждают нас педагогика и психология, только с помощью детских общественных объединений и органов ученического самоуправления. Правда, очень важно при этом иметь в учебном заведении педагога, который компетентен, интересен и способен повести за собой ребят. Появление таких должностей как куратор, тьютер и других, конечно, в какой-то степени, даёт возможность реализации детских интересов и расширения спектра инициатив учащихся,— утверждает известный вам по популярной педагогической литературе методист Пронина Ирина Александровна,— но при этом требуется высокий уровень профессионализма, подкреплённого опытом, анализом уже известных форм и методов работы. В этом смысле обнадёживающе прозвучало заявление министра образования в ноябре 2016 г. в Ярославле на съезде РДШ, что в ближайшее время будет начата подготовка кадров пионерских вожатых, а позже в связи с развернувшейся подготовкой к 95-й годовщине пионерской организации Ольга Васильева сказала буквально следующее: «пионерское движение – одно из лучших «образовательных практик», пренебрегать которыми нельзя».
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в «Российской газете» пишет: «мы не только можем, но и должны творчески использовать опыт и советской пионерской организации, и движения скаутов». Но хочется подчеркнуть, что, как таковая система самоуправления нам с вами нужна не ради сама себя, а прежде всего, потому, что только она сможет помочь разрешить часто возникающее противоборство между лидерами и отдельными группами учащихся, противоречия между их интересами и взглядами. В конце концов, важно научить ребят общаться друг с другом, слушать и слышать друг друга. Наверняка станет меньше агрессии в детской среде, которая зашкаливает сегодня.
Современное воспитание основано только на уважении к детям – они умеют иногда больше взрослых, даже учителей, я имею в виду владение компьютерными технологиями. Буквально на днях услышала в одной интеллектуальной телевизионной передаче фразу: сегодняшняя молодёжь – это высокообразованные инженеры будущего, но нам важно помочь им понять, что на самом деле хорошо, а что – плохо, научить их формировать собственную точку зрения, опираясь на истинные ценности в жизни, в том числе, например, на такое важное событие как Великая Отечественная война, о которой многие наши школьники не знают (опрос центральное телевидение проводило накануне Дня Победы). Но если пока нет специальных кадров для воспитательной работы с младшими школьниками, то фестиваль педагогических идей предлагает создавать «Советы временных дел», что позволит охватить наибольшее количество учащихся, выявить их интересы, таланты и создать круг единомышленников. У нас во многих школах, если не в большинстве, уже есть различные общественные объединения. Например, в г. Гурьевске 28 апреля прошла конференция подобных детских объединений, в которой приняли участие и администрация района, и управление образования, и ветераны.
В современной методике особое место отводят ролевым играм как методу, позволяющему погрузить подростков и старшеклассников в ценностные конфликты и подтолкнуть их к игровому, а потом и жизненному выбору личных, ценностно-окрашенных взглядов и позиций.
Но что касается новизны этих идей, то в зале присутствует много педагогов, методистов, которые эту идею много раз не только апробировали, но и анализировали. Помните, уважаемые коллеги, как часто мы когда-то любили играть в школах: Если бы я был директором, учителем и т. д. Кемеровский район в этом учебном году что-то подобное провел с управлением в районе – вариантов много, но суть одна – поменяться местами в игре, чтобы лучше понять друг друга. А кто может организовать эту работу в школе? Конечно, с помощью самоуправления нагрузка распределится равномерно и на учителей, и детей.
Как показал конкурс творческих работ, у нас много умных и талантливых как учеников, так и педагогов. В ряде сочинений мы нашли реализацию идеи педагога-организатора ГБОУ г. Москвы Минихановой Лилии Идгаровны п о формированию классного и школьного актива средствами организации конкурса «Лидер и его команда» — идея хорошая. Кое — где этапы конкурса расширены, преобразованы – эта возможность использовать опыт лучших педагогов страны – преимущество современных технологий.
Сегодня очень активно обсуждается и методика Торсунова. Автор этого принципа считает, что личность ребёнка развивается на основе опыта предыдущих поколений. Таким образом, он выделяет 4 категории детей:
К первой он относит тех, кто склонен к исследованиям и любит учиться.
Вторая категория – это управленцы. К третьей — автор относит хозяйственников, кто отличается практичностью и желанием обогатиться.
Четвёртая группа включает в себя людей мастеровых, отталкивающихся от практических знаний.
В принципе в этом нет, по сути дела, ничего нового, мы с вами это хорошо знаем, но учитываем ли мы это в работе с детьми?! Правда, Торсунов выделил ещё и пятую категорию личностей – это неудачники, но не они в этом виноваты. Как правило, эти учащиеся не получили должного воспитания и не могут реализовать свои способности.
Автор считает, что на ребёнка можно воздействовать разными путями, но предпочтение справедливо, на наш взгляд, отдаётся сотрудничеству. Вот вам пример: в г. Белово, готовясь к юбилею, взрослые и школьники образовали два отряда и отправились вместе в увлекательное путешествие по тематическим станциям: Почитайте на сайте, Беловчане уже много материла опубликовали.
Город Новокузнецк, Анжеро-Судженск слаженно, дружно, на самом высоком уровне сработали и на этапе организации конкурса, и на этапе подведения его итогов.
Выступающие, надеюсь, поделятся своим опытом.
Российское движение школьников, созданное по указу президента Российской Федерации, обнадёживает, что проблема как-то будет последовательно решаться, но дорогие коллеги, несколько смущает принцип акций: «Сила РДШ», «Жонглируй РДШ», хотя, может быть в этом мы ещё найдём плюсы, просто не хотелось бы, чтобы это стало системой без системы и последовательности в работе.
Надеемся, что праздник, посвящённый 95-летию пионерии, который пройдёт в Москве 20 мая на площади парадов, который откроет пионерский музыкальный отряд барабанщиков «Кибальчиши» станет отправной точкой в осмыслении опыта пионерского движения в масштабах всей страны.

Главная О движении Новости Стать участником Комсомол в Кузбассе Статьи Фото Музыка Видео Контакты
ОДВК «Ветераны комсомола» 2009 © Перепечатка материалов возможна при указании ссылки