Роль детских общественных организаций учебных заведений области в воспитании подрастающего поколения: уроки прошлого и проблемы современности.
Автор: Иванова Г.В.-председатель областного Оргкомитета "Пионерии-95",член Совета КРОД "Ветераны комсомолаДорогие коллеги! Уважаемые ветераны!
Наша история показывает, что государство и на этапе возникновения, и становления пионерской организации оказывало ей самую серьёзную поддержку, так как первоочередной своей задачей всегда считало воспитание подрастающего поколения. Подростковый возраст является наиболее удобным для формирования личности. Именно в этом возрасте идёт поиск социальных ролей, личностного самоопределения.
Но к сожалению в 90-е годы как начался переход от единой монопольной и, по сути дела, государственной детской организации к множеству отдельных детских формирований, так и не завершился до сих пор.
Российская газета «Первое сентября» вместе с центром «Педагогический поиск», в этом учебном году провела интересное исследование, попросив учителей школ школьных управленцев назвать самые важные, на их взгляд, проблемы воспитания, а потом предложила учёным прокомментировать ту картину, которая, как из мозаики, сложилась в результате опроса (сайт за 28.03.2017 г.). Так вот доктор педагогических наук Сергей Поляков считает (Ульяновск), что сейчас самого большого внимания заслуживает социализация учащихся, но не в смысле подготовки школьников к профессии, а в том, умеем ли мы формировать отношение ребят к тем реалиям, с которыми им приходится сталкиваться в обществе. Именно на это обращает внимание и президент в своём указе о создании Российского движения школьников. Областной совет регионального общественного движения « Ветераны комсомола», оргкомитет по подготовке к 95-летию Всесоюзной пионерской организации кроме конкурса творческих работ провёл ещё целую серию юбилейных мероприятий, в том числе выставки: в областной библиотеке для детей и юношества – «У каждого из нас есть берег детства»; в краеведческом музее и Государственном Архиве Кемеровской области — «Мир детства в потоке истории», встречи с ветеранами, педагогами, которые показали настоящую заинтересованность в решении проблем детства
Но мы в никоем случае не противопоставляем прошлое настоящему, мы все заинтересованы увидеть лучшее в соприкосновении времён, вспомнив прошлое, предложить друг другу
Тем более, что в современных условиях очень сложно организовать деятельность учащихся без учёта их интересов, а это возможно, как убеждают нас педагогика и психология, только с помощью детских общественных объединений и органов ученического самоуправления. Правда, очень важно при этом иметь в учебном заведении педагога, который компетентен, интересен и способен повести за собой ребят. Появление таких должностей как куратор, тьютер и других, конечно,
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в «Российской газете» пишет: «мы не только можем, но и должны творчески использовать опыт и советской пионерской организации, и движения скаутов». Но хочется подчеркнуть, что, как таковая система самоуправления нам с вами нужна не ради сама себя, а прежде всего, потому, что только она сможет помочь разрешить часто возникающее противоборство между лидерами и отдельными группами учащихся, противоречия между их интересами и взглядами. В конце концов, важно научить ребят общаться друг с другом, слушать и слышать друг друга. Наверняка станет меньше агрессии в детской среде, которая зашкаливает сегодня.
Современное воспитание основано только на уважении к детям – они умеют иногда больше взрослых, даже учителей, я имею в виду владение компьютерными технологиями. Буквально на днях услышала в одной интеллектуальной телевизионной передаче фразу: сегодняшняя молодёжь – это высокообразованные инженеры будущего, но нам важно помочь им понять, что на самом деле хорошо, а что – плохо, научить их формировать собственную точку зрения, опираясь на истинные ценности в жизни, в том числе, например, на такое важное событие как Великая Отечественная война, о которой многие наши школьники не знают (опрос центральное телевидение проводило накануне Дня Победы). Но если пока нет специальных кадров для воспитательной работы с младшими школьниками, то фестиваль педагогических идей предлагает создавать «Советы временных дел», что позволит охватить наибольшее количество учащихся, выявить их интересы, таланты и создать круг единомышленников. У нас во многих школах, если не в большинстве, уже есть различные общественные объединения. Например, в г. Гурьевске 28 апреля прошла конференция подобных детских объединений, в которой приняли участие и администрация района, и управление образования, и ветераны.
В современной методике особое место отводят ролевым играм как методу, позволяющему погрузить подростков и старшеклассников в ценностные конфликты и подтолкнуть их к игровому, а потом и жизненному выбору личных, ценностно-окрашенных взглядов и позиций.
Но что касается новизны этих идей, то в зале присутствует много педагогов, методистов, которые эту идею много раз не только апробировали, но и анализировали. Помните, уважаемые коллеги, как часто
Как показал конкурс творческих работ, у нас много умных и талантливых как учеников, так и педагогов. В ряде сочинений мы нашли реализацию идеи педагога-организатора ГБОУ г. Москвы Минихановой Лилии Идгаровны п о формированию классного и школьного актива средствами организации конкурса «Лидер и его команда» — идея хорошая. Кое — где этапы конкурса расширены, преобразованы – эта возможность использовать опыт лучших педагогов страны – преимущество современных технологий.
Сегодня очень активно обсуждается и методика Торсунова. Автор этого принципа считает, что личность ребёнка развивается на основе опыта предыдущих поколений. Таким образом, он выделяет 4 категории детей:
К первой он относит тех, кто склонен к исследованиям и любит учиться.
Вторая категория – это управленцы. К третьей — автор относит хозяйственников, кто отличается практичностью и желанием обогатиться.
Четвёртая группа включает в себя людей мастеровых, отталкивающихся от практических знаний.
В принципе в этом нет, по сути дела, ничего нового, мы с вами это хорошо знаем, но учитываем ли мы это в работе с детьми?! Правда, Торсунов выделил ещё и пятую категорию личностей – это неудачники, но не они в этом виноваты. Как правило, эти учащиеся не получили должного воспитания и не могут реализовать свои способности.
Автор считает, что на ребёнка можно воздействовать разными путями, но предпочтение справедливо, на наш взгляд, отдаётся сотрудничеству. Вот вам пример: в г. Белово, готовясь к юбилею, взрослые и школьники образовали два отряда и отправились вместе в увлекательное путешествие по тематическим станциям: Почитайте на сайте, Беловчане уже много материла опубликовали.
Город Новокузнецк,
Выступающие, надеюсь, поделятся своим опытом.
Российское движение школьников, созданное по указу президента Российской Федерации, обнадёживает, что проблема
Надеемся, что праздник, посвящённый 95-летию пионерии, который пройдёт в Москве 20 мая на площади парадов, который откроет пионерский музыкальный отряд барабанщиков «Кибальчиши» станет отправной точкой в осмыслении опыта пионерского движения в масштабах всей страны.