Юбилей пионерской организации – это большой возраст и знак качества!
Автор: Руденко Е. В., заместитель директора школы №2 г.Ленинск-Кузнецкий«Проверено временем».
Пионерия и комсомол занимали особое место в жизни советских людей в череде памятных дат российской истории. Значение пионерской организаций нельзя недооценивать. Пионерия жила интересами страны и народа, она связана с судьбами поколений героев победы в войне, покорения космоса и строительства гигантов советской индустрии.
Пионерия являлась тем институтом организованной социализации, который стал школой гражданского становления советских ребят, будущих работников и руководителей. При дефиците товаров народного потребления во времена плановой экономики, благодаря этой общественной организации, не было дефицита человеческого добра, товарищества и взаимовыручки.
Современное российское демократическое общество весьма заинтересовано в качественном образовании подрастающего поколения. Именно демократии нужен думающий, образованный и активный гражданин и избиратель, умеющий сделать выбор в пользу стабильного развития общества, умеющий эффективно работать в рамках рыночной экономики. Преемница пионерии, российское движение школьников, многому сможет в этом научиться у 95-летней пионерии. Так, например, формированию современных универсальных учебных действий и как следствие компетенций средствами внеклассной и внеурочной работы, воспитанию которых посвящена современная образовательная парадигма в свете Закона «Об образовании».
Учёба пионеров в советское время была делом государственным, поэтому поддержка этого вопроса пионерской организацией была очень серьёзной. Правофлаговыми становились только те дружины, в которых успеваемость была на высоком уровне. А так как к этому стремились все дружины, то мотивация была на высочайшем уровне. Не успевающие старались исправиться, им помогали одноклассники, закрепляясь в шефство. Анализируем и делаем выводы — это лучший способ развития познавательных компетенций сегодня.
Формирование современных, как сейчас говорят педагоги, регулятивных и коммуникативных компетенций очень успешно происходило при организации и проведении пионерских отрядных и дружинных сборов.
Судите сами, регулятивные компетенции это выработка навыка организации внимания, принятия решений, развитие мотивов и интересов в процессе деятельности, определение проблематики практической деятельности, её планирования, умение оценивать результат. Всему этому качественно учили не только сборы, но и всевозможные пионерские учебные, трудовые и поисковые операции и десанты.
Коммуникативные компетенции, то есть умение излагать своё мнение в диалоге со сверстниками и старшими, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать, воспитывали все формы пионерской работы. Этому способствовала технология коллективных творческих дел, включение пионеров в сельскохозяйственные трудовые практики, да и любая трудовая операция, например, по сбору макулатуры «Миллион Родине». Любой результат морально поддерживался государством и не только морально. Лучшие сборщики макулатуры, следопыты, краеведы, спортсмены награждались путёвками во всесоюзные лагеря. Вот это сильная мотивация к формированию любых умений.
Умению быть ответственными, формированию мировоззренческой позиции, что сейчас называют личностными компетенциями, способствовала тимуровская работа, заработок и перечисление детьми средств в Фонд Мира, а самое главное, на мой взгляд, ритуальная сторона организации. Именно пионерские атрибуты, обряды, традиции воспитывали и формировали ответственную, психологически и морально устойчивую личность. Нельзя не вспомнить как это поддерживалось радиогазетой «Пионерская зорька» и всесоюзной газетой «Пионерская правда». Понятно станет всем, почему опыт пионерии, отмечающей 95 летний юбилей очень актуален сегодня.
Мы, дети пионерии, осознанно давшие клятву быть первыми во всём, служим Отечеству до сих пор верой и правдой.
Мы являемся тем уникальным связующим звеном между прошлым и настоящим, представляя в своей профессиональной деятельности синтез традиционного и современного.
Мы, бывшие пионеры, молоды душой, одни из немногих, кто понимает молодые поколения, может помочь сформировать их лучшие человеческие качества и дать понять, что цель жизни человека это труд над собой на благо людей, то есть привычка к добру.
Руденко Екатерины Викторовны заместитель директора по воспитательной работе, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Ленинска – Кузнецкого,в 80х-90х старшая вожатая дружины им. Ульяны Громовой школы № 2 г. Ленинска – Кузнецкого.
Апрель 2017