Добавить сайт в закладки Вход для участников

Воспитание детей — задача первостепенной важности!

Автор: Иванова Г.В., преподаватель Кемеровского педагогического колледжа

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости»
(А. С. Пушкин.)

Что сегодня волнует общество? Укрепление экономики? О ней говорят всё чаще и на всех уровнях – это, конечно, очень важно, но почему так мало мы говорим о подстерегающей нас опасности — разрушении личности молодого человека, а значит и нашего будущего. Нас всё чаще не просто удивляют, а подчас шокируют уровень культуры и понятия молодых людей о
элементарных правилах этикета и приличиях, цинизм и жестокость подростков. Думается, все понимают, души современных подростков в абсолютном своём большинстве разорены, опустошены. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, тем более, патриотизме.

Спасибо прессе, таким телевизионным программам, как « Пусть говорят»,
« Живой эфир», которые вытаскивают на поверхность не просто нашу грязь, а стремительную деградацию духовной сферы человека, от которой иногда в дрожь бросает. Нет, конечно, у нас есть замечательный молодёжный потенциал, который показывает высокий уровень интеллекта, ума, творчества…
Я сама работаю в педагогическом колледже, который выпускает, в основном, прекрасных специалистов. Но это — не большинство, это — не норма, чтобы не волноваться педагогам, родителям, общественности.

Такое стремительное падение нравов некоторые учёные умы называют логичным, т. к. одна система ценностей уничтожена, а другая — до сих пор не сформирована. Именно это произошло в 90-е годы, когда была разрушена государственно- общественная система воспитания, в том числе и молодёжные организации.

И сегодня проблема заключается в том, что мы разучились «строить» внутренний мир человека, а извне он берёт то, что попадается на глаза, да и не может духовность, нравственность быть сформирована снаружи. Но самое страшное, дорогие читатели, родители, педагоги, мы забыли с вами, что краеугольным камнем формирования нравственности является культура нашего народа, складывающаяся веками и скрепляющая поколения прочными духовными связями, историческая преемственность поколений, т. к. без прош-
лого не может быть будущего. Наши дети лишены возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Даже о тех, кто воевал, имеют либо скудные представления, либо искажённые. А те, кто строил, возводил города- всё и все подвергаются критике, только в большей или меньшей степени. Так что делать нашим подросткам, с кого делать жизнь? Чтобы стать добрыми к людям,надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, уметь удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней….

А ведь у человека природой заложено стремление к прекрасному, значит, развивая в нём художественные наклонности и приобщая к творчеству, можно создать внешние предпосылки к тому, чтобы в душе человека обогрелся и ожил росток духовности, а это возможно там, где есть коллектив, есть самоуправление и где дети – сами хозяева. У нас была отлаженная, отшлифованная система самоуправления, которая формировалась годами педагогами, учёными и практиками, психологами, общественными деятелями, а разрушена – одним росчерком пера. Ошибки, конечно, были, и формализма хватало, и перекосов, но ведь в работе любой организации есть недостатки, важно анализировать происходящие процессы, совершенствовать управление….

Ни в одной стра не мира так не поступили ни с одной молодёжной организацией.
10-й Всесоюзный слёт пионеров в «Артеке» 21 год назад создал «Союз пионерских организаций – Федерацию детских организаций», которая сегодня является правопреемником и продолжателем лучшего опыта пионерской организации; дважды с 1993г. рассматривало вопрос о поддержке детских общественных организаций Министерство образования на своих коллегиях. По примеру
«Артека» действует и у нас школа комсомольского актива, а была и пионерского, но это, заметьте, решение, интерес самих детей, а не давление взрослых. Так почему у них не спросить, чего они хотят, а они хотят постигать секреты мастерства неформальных лидеров, организаторов добрых и полезных
дел, хотят общаться, дружить, ставить и решать проблемы самостоятельно.
Кстати, я несколько лет стояла во главе этой школы – « Республики беспокойных сердец», а теперь так много её воспитанников встречаю в качестве и педагогов, и учёных, и организаторов производства, и в администрациях разного уровня.
Разве это плохо, если мы уже в школе предлагаем ребёнку попробовать свои силы в каком-то деле. А как, вспоминаю, они честно, открыто критиковали друг друга и вместе находили компромисс. А какие уроки нравственности они преподносили друг другу, используя форму общения в виде замкнутого круга, закрытого пространства единомышлеников, настоящих друзей! — Вот это и есть демократия!

Я пролистала страницы «Пионерской правды» разных лет, посмотрела работу юнкоров и с ностальгией отметила, какой же неподдельный интерес дети проявляли к людям подвига, героям страны; как серьёзно говорят о взаимоотношениях с родителями, о необходимости взаимопонимания и в семье, и в школе; какие серьёзные размышления о помощи городу, области; о честности и порядочности, о равнодушии и чёрствости; с юмором – о школьных модницах, о работе учкома; какая тонкая, а иногда язвительная критика! Читала и думала, почему же столько негатива со стороны взрослых, солидных людей в адрес пионерской организации? Ну маршировать или не маршировать, брать в руки горн или не брать, пусть решают дети, главное, пусть сами займутся своей и учебной, и досуговой работой, пусть сами строят свои отношения, обсуждают
возникающие проблемы. О политике забудем.

Вспоминаю, как наши пионеры стремились попасть на областную, тем более Всероссийскую плавку на Кузнецкий металлургический комбинат, на слёт ученических производственных бригад, школьных лесничеств. А школьные, дворовые спартакиады; операции « Колосок», «Зёрнышко»- одни только разго-
воры об этом чего стоили! Сколько звучало заботы о сохранении урожая, главном нашем богатстве – хлебе. А сколько было романтики в работе Тимуровцев!

Нужно заметить, что и тогда, и сейчас актуальной остается педагогика сотрудничества. Именно поэтому областной Совет Движения «Ветераны комсо-
мола» создал Оргкомитет по подготовке к 90-летию Всесоюзной пионерской организации, первое заседание которого прошло 29 октября, утверждён план мероприятий.

Любовь Кузьминична Балясная – сопредседатель Международного Оргкомитета, в прошлом председатель Всесоюзной пионерской организации, подчеркнула: «Подготовка и проведение 90-летия Всесоюзной пионерской организации должно стать праздником единения всех современных детских организаций и объединений. Девиз праздника: «Все мы родом из детства». Главная задача доказать, что традиции пионерской организации живут, что есть современный пионер 21 века, который точно так же мечтает и совершает добрые дела, что есть люди, которые вдохновляют ребёнка и учат его открывать новое и
интересное — это вожатые.

Мы приняли решение провести на базе областного краеведческого музея
выставку «Пионерия. Мир детства в потоке истории», чтобы в яркой художественной форме, с широким использованием уникального фото и архивного материала рассказать об истории создания и становления Всесоюзной пионерской организации, о её формах работы; на заседании круглого стола:
«Социально – педагогическое наследие пионерии: традиции и современность» — обсудить возможные формы и методы работы с детскими общественными организациями, объединениями, рассказать и показать особую роль в современном детском движении правопреемника Всесоюзной пионерской
организации «Союз пионерских организаций – Федерацию детских организаций»
(СПО-ФДО); на научно-практической конференции «Пионерская организация и детское общественное движение: диалектика развития» мы думаем, будет правильным актуализировать научные знания о состоянии исследований детского движения в сообществе учёных и практиков – лидеров детскиж общественных объединений, среди широкой родительской и педагогической общественности; обсудить тему преемственности подходов к воспитанию детей и подростков
в отечественной и международной практике; оценить состояние научно – педагогического сопровождения, формирования социального опыта детей и подростков в детских общественных объединениях; обсудить перспективы взаимодействия детских общественных объединений с государственными ор-
ганизациями в интересах воспитания подрастающего поколения; конкурс сочинений среди учащейся и студенческой молодёжи «Пионерское детство моих родителей», полагаем, позволит не только всколыхнуть воспоминания, но и заставит задуматься о той роли, которую играла в жизни детей их детское
объединение и их самоуправление; турниры по хоккею, футболу, гимнастике, лёгкой атлетике, шахматам на приз Героев пионеров; субботники по высадке аллей пионерского содружества, по приведению в порядок улиц, бульваров, скверов, памятников пионерам или носящих название «Пионерии» покажут детям возможные реальные их дела. В дни празднования планируем провести приём в честь ветеранов пионерского движения с награждением и т. д.

Хочется надеяться, что подготовка и проведение юбилейных мероприятий поможет нам всем вместе принять необходимые для создания настоящей системы воспитания детей меры раньше, чем произойдёт полный крах духовно – нравственных ценностей в нашем обществе.

Иванова Г. В., также является председателем областного Оргкомитета, членом Международного Оргкомитета «Пионерии – 90» (председатель областного Совета Всесоюзной пионерской организации с 1977 по 1982г), членом Совета Движения «Ветераны комсомола».

Главная О движении Новости Стать участником Комсомол в Кузбассе Статьи Фото Музыка Видео Контакты
ОДВК «Ветераны комсомола» 2009 © Перепечатка материалов возможна при указании ссылки