Из истории Тайгинского комсомола. К 95–летию первых комсомольских ячеек
Автор: Кирилл Лобанов,участник Движения "Ветераны комсомола"2015 год для Кузбасса знаменательный: 95 лет появились первые комсомольские ячейки Российского Коммунистического Союза Молодежи (РКСМ). 19 января 1920 года была создана Тайгинская городская организация РКСМ – одна из первых в Томской губернии.
25 мая 1925 года город Тайга Томской губернии вошеп в состав Томского округа Сибирского края.
30 июля 1930 года Постановлением ВЦИК СССР город Тайга вошел в состав Западно–Сибирского края; Томский округ был упразднен.
27 сентября 1937 года Постановлением ВЦИК СССР Западно–Сибирский край был упразднен и разделен на Алтайский край и Новосибирскую область. Город Тайга вошел в состав Новосибирской области.
26 января 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью оперативного руководства угольной промышленностью Кузбасса в годы Великой Отечественной войны была образована Кемеровская область и выделена из состава Новосибирской области.
Тайга и его городская комсомольская организация вошли в состав Кемеровской области и Кемеровского обкома ВЛКСМ.
Тайга – это город железнодорожников, богатый своими революционными традициями. В 1905–1906 годах на железнодорожной станции Тайга Томской железной дороги нелегально работал юный член Томского комитета РСДРП (Б) Сергей Костриков – будущий первый секретарь Ленинградского обкома ВКП (б) Сергей Миронович Киров (1886–1934). Под его руководством была восстановлена социал–демократическая организация. Будущий вождь ленинградских коммунистов активно участвовал в создании боевой дружины и организации политической демонстрации тайгинских рабочих 29 октября (10 ноября) 1905 года. В ноябре 1905 года Сергей Костриков был делегатом съезда железнодорожников Сибири, проходившего в Тайге и Томске.
Неоценим вклад тайгинцев в годы Великой Отечественной войны. Всего за годы войны из города было призвано в ряды Красной Армии 4.113 человек. 1.258 тайгинцев погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Отважные воины–сибиряки были награждены за ратные подвиги тысячами орденов и медалей.
С лета 1941 года весь железнодорожный транспорт Тайгинского паровозного депо был переведен на военное положение. На всех кузбасских отделениях Томской железной дороги развернулось социалистическое соревнование под девизом «Все для фронта, все для победы!».
Машинисты начали применять лунинские методы эксплуатации паровозов. Движенцы со скоростью «красных стрел» продвигали воинские эшелоны и поезда, груженные углем, металлом и коксом. Ремонтники ускоренными темпами вводили в строй локомотивы и вагоны. В июне 1942 года станция Тайга Томской железной дороги стала восточными воротами Кузбасса. «Воинским эшелонам – зеленую улицу!» – сказали тайгинские железнодорожники и твердо сдержали слово. Применяя успешно освоенные еще до войны передовые методы эксплуатации и обслуживания локомотивов, тайгинские машинисты обеспечивали бесперебойное движение составов. Днем и ночью, летом и зимой, без аварий и поломок на высоких скоростях водили воинские поезда бригады машинистов братьев Всеволода и Бориса Пуховых, Николая Корягина, Николая Миляева, Константина Чуланова, Михаила Колодезного, Алексея Бычкова, Анатолия Климанова, Тимофея Нагорного и многих других.
На смену ушедшим на фронт железнодорожникам пришли в депо их младшие братья, жены, дети и пенсионеры. Они работали у верстаков, станков и на паровозах. Машинистами паровоза работали Раиса Кулагина, Вера Цвентух, Надежда Филимонова, Наталья Веселова, помощниками машинистов паровозов – Валентина Варнавская, Варвара Караульная, Валентина Ногина, Евгения Соколова, Валентина Никонорова и другие.
Прославился трудовыми победами коллектив промывочного цеха. Несмотря на значительное сокращение состава комплексных бригад, рабочие регулярно выполняли и перевыполняли план промывочного ремонта. Здесь также самоотверженно трудились женщины. 14 марта 1942 года городская газета «Сталинский путь» писала: «Впервые в Тайгинском депо в цехе промывки организована женская комплексная бригада маневрового парка. Бригада скомплектована в основном из домашних хозяек, в свое время окончивших ФЗУ. Она состоит из 14 человек.
Слесарями–арматурщиками работают Конюхова, Северина, Попкова, Андреева, Петрушина. Слесарями–поршневиками – Левкевич, Нефедова, Ильина, Надымова. Дышловиками – Горелова и Журавлева. Экипажницами – Жаровская, Усатова и Лацук. Женская бригада приступила к работе 11марта 1942 года. Первые два дня дали прекрасные результаты. Паровозы бригады ремонтируют за шесть часов, вместо четырнадцати».
Среди паровозников Тайги женщины в 1941–1945 годах составляли треть от общего числа, 42% женщин были вагонниками и более половины – связистами. Все без исключения были героинями труда. Комплексные бригады Прудникова, Юдина, Симонова и Шимбеля часто работали в цехах по 20 – 30 часов и выполняли задания «работать по–фронтовому». Тайгинскому цеху промывочного ремонта паровозов за годы войны трижды присваивалось звание «Лучший промывочный цех страны».
Будущий знаменитый писатель, лауреат Государственной премии РСФСР и Государственной премии СССР Владимир Алексеевич Чивилихин (1928–1984) с 1929 по 1946 годы жил в городе Тайге. Он учился в средней школе № 2 и в Тайгинском техникуме паровозного хозяйства, подрабатывая в каникулы кочегаром на паровозе. Впоследствии писатель вспоминал: «В последнюю военную зиму я кочегарил на паровозе. По возрасту и зрению я не подходил для такой работы, но продолжалась война, нужда во всем, в том числе и в рабочих кадрах, возрастала, и мы, техникумовские студенты, растягивая практику, проводили зимние каникулы в поездах».
Тайгинские железнодорожники самоотверженно трудились, обеспечивали бесперебойное движение эшелонов по узлу, отделению. В 1941 году было отправлено по расписанию 76% поездов, в 1942 году – 80,2% поездов, в 1944 году – около 90% поездов. Росло число стахановцев, лунинцев и кривоносовцев. Их силами было отправлено на фронт 10.000 предметов теплой одежды и несколько вагонов подарков для воинов Красной Армии.
Большую помощь оказали тайгинцы освобожденным от фашистской оккупации районам и железным дорогам европейской части страны. 27 сентября 1943 года из Тайги был отправлен первый эшелон с подарками для освобожденного города Сталино (ныне – Донецк) с призывом «Поможем быстрее возродить Донбасс, залечить тяжелые раны, нанесенные Всесоюзной угольной кочегарке!». В августе–сентябре 1943 года тайгинцы провели сбор денежных средств в фонд восстановления города Харькова и других городов Украины.
Коллектив мастерских Тайгинской дистанции пути (начальник т. Чирихин) ко дню 26 годовщины Великого Октября (7 ноября 1943 года) выполнил годовую производственную программу. Рабочие и командиры мастерских выполнили срочный заказ для железных дорог освобожденных районов страны. В январе 1944 года первый секретарь ЦК КП (б) Украины, Председатель Совета Министров УССР Никита Хрущёв прислал телеграмму в город железнодорожников и от имени правительства Советской Украины просил передать искреннюю благодарность и горячий привет трудящимся Тайги. «Ваша помощь, – говорилось в телеграмме, – яркое проявление великой дружбы и братской помощи трудящихся всего Кузбасса в деле восстановления Социалистического Донбасса. Желаем вам, дорогие товарищи, новых успехов в вашей работе».
В конце войны особенно славился дружной работой коллектив вагонного депо во главе с бригадиром Тяглым.
Освоив передовые методы ремонта вагонов малыми комплексными бригадами, вагонники систематически перевыполняли производственную программу, награждались всеми переходящими знаменами – ГКО Наркомата путей сообщений СССР, Томской железной дороги, Тайгинского горкома ВКП (б) и Тайгинского горисполкома. В мае–июле 1945 года Тайгинское отделение считалось лучшим на Томской железной дороге по погрузке угля, леса и других грузов.
Труд тайгинских железнодорожников был отмечен высокими наградами. 6 ноября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Социалистического Труда Сафронову Ивану Герасимовичу – мастеру промывочного цеха паровозного депо станции Тайга. За умелое вождение тяжеловесных поездов Наркомат путей сообщений СССР наградил старшего машиниста паровоза Кулагину Раису Ивановну знаком «Почетный железнодорожник».
Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г.» был награжден Степан Ильич Логунцов. Передовику производства в разные годы вручены значки «Отличный путеец», «Почетному железнодорожнику», «Лучший механик на сети железных дорог», «Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта» и другие. 4 апреля 1966 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Степану Ильичу Логунцову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
За самоотверженную работу и своевременное выполнение всех заданий Правительства и Наркомата путей сообщений СССР в годы Великой Отечественной войны решением Государственного комитета обороны СССР коллективу локомотивного депо Тайга было присуждено на вечное хранение Красное Знамя. Десятки лучших железнодорожников награждены орденами, медалями и значками «Почетный железнодорожник».
Кроме того, в 1942 году из города Грязи Воронежской области эвакуировано железнодорожное училище. Приехавшие преподаватели привезли с собой материальную часть училища. С ними прибыли 2 группы ребят и девушек из Калининской и Воронежской областей, остальных учеников набирали в городах Анжеро–Судженске и Тайге, поселке Яшкино и Яшкинском районе. В училище готовили помощников машиниста паровоза, слесарей по ремонту паровозов, столяров. Практику проходили на предприятиях, и вместе с кадровыми рабочими ремонтировали паровозы и вагоны. Впоследствии железнодорожное училище стало ПТУ № 54. 1 декабря 1943 года на станции Тайга начал работу Тайгинский техникум паровозного хозяйства, открытый на базе эвакуированного Харьковского электромеханического техникума.
В настоящее время Тайгинский институт железнодорожного транспорта является уникальным учебным заведением, имеет мощнейшую учебно–материальную базу на сети железных дорог, высококвалифицированный преподавательский состав со своими традициями и авторскими подходами к обучению студентов.
О других славных делах и свершениях Тайгинской городской комсомольской организации рассказывают выдержки из отчетных докладов городских комсомольских конференций.
V Тайгинская городская комсомольская конференция – 20 – 21 марта 1948 года. (ГАКО. – Ф. П–148. – Оп. 1. – Д. 2А. – Л. 28).
Тайгинские комсомольцы по призыву Ленинградского комсомола участвовали в социалистическом соревновании по выполнению пятилетки в 4 года.
Свыше 780 комсомольцев были стахановцами и ударниками. Передовыми комсомольцами стали: паровозное депо – Качальский, Крокус, Савельева, Красько, Яковлева и Лагздынь, вагонное депо – Бабакина, Карпов и Тарабыкин, дистанция связи – Киселёв. Они выполнили норму в смену на 120 – 150%.
В смену выполнили 2 – 3 годовые нормы 1947 года: паровозное депо – Притеев, Комзенов и Молокитин, вагонное депо – Ранцева (Бордунова).
Комсомольско–молодежные бригады паровозного депо: цех промывки (Валентин Карельский), цех годового ремонта (Каврига), швейная фабрика (Накоренок) и другие.
Тайгинские рабочие активно участвовали в борьбе за высокий урожай и своевременную сдачу хлеба государству в колхозах Яшкинского района.
VI Тайгинская городская комсомольская конференция – 4 – 5 декабря 1948 года. (ГАКО. – Ф. П–148. – Оп. 1. – Д. 2Б. – Лл. 6 – 9).
На предприятиях Тайги работало 913 стахановцев и 764 ударника коммунистического труда. 23 комсомольца паровозного депо досрочно выполнили план III пятилетки, среди них – строгальщик Смоленчук, формовщик Яковенко, электромонтер Качальский, слесарь Притеев и другие.
Комсомольская организация паровозного депо по своей инициативе помогла Дорстрою в реконструкции депо № 61. Ее поддержала комсомольская организация всего узла и организация комсомольско–молодежной смены из 60 человек. На тяжелых строительных работах смена регулярно перевыполняла норму выработки, завоевала 2 переходящих Красных знамени. 32 комсомольца были награждены значками Министерства путей сообщений СССР, Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ, Кемеровского обкома ВЛКСМ и денежными премиями. Хорошо работали комсорг смены Бакшин, бригадир Костюченко, рабочие Бирюков, Корнев, Нефёдов, Мачалов, Яншин, Галеев, Федотова, Шенгин и другие. К 30–летию ВЛКСМ (29 октября 1948 года) комсомольцы паровозного депо восстановили Тимошевским методом 3 паровоза.
Комсомольцы ЖУ–3 отгрузили 66 т металлолома, дистанции пути – поставили 3 стрелочных перевода на щебенку, провели воскресниками подготовку путевого хозяйства к зиме. Молодежь вагонно–колесных мастерских помогла установить кран–балку и отгрузить 20 т металлолома.
15 лучших комсомольцев паровозного депо за стахановскую работу и в честь 30–летия ВЛКСМ были награждены значками «Ударник Сталинского призыва». В связи с достойной встречей 30–летия ВЛКСМ 58 комсомольцев были награждены Почетными грамотами Кемеровского обкома ВЛКСМ и ЦК ВЛКСМ, 28 комсомольцев – значками Министерства путей сообщений СССР.
Лучшие стахановцы паровозного депо – Уткина (выполнение плана – 180%), Сторожев (выполнение плана – 180%), Пронькин (выполнение плана – 167%), Попов (выполнение плана – 160%), Смолярчук и другие.
5 комсомольских бригад кондукторского резерва водили поезда по графику с меловым размером (главные кондукторы – Горбенко и Корнилов).
Комсомольско–молодежная смена завода строительных материалов (руководитель – мастер Пляскин, он же – секретарь комсомольской организации) сэкономила 400 кг цемента.
По–стахановски работали: колесная мастерская – токари Горин и Безбородова, дистанция пути – слесарь Искандаров и токарь Скороходов, Дорстрой – столяры Воронин и Гутовченко, дистанция связи – механики Потарская и Висун, телефонист Ворошилова, швейфабрика – Клавдия Мелкова, Анна Устюжанцева и Макарова, станция Тайга – Лузина и Володина.
XI Тайгинская городская комсомольская конференция – 15 – 16 января 1955 года. (ГАКО. – Ф. П–148. – Оп. 1. – Д. 159. – Лл. 19, 25 – 26).
Комсомольско–молодежная паровозная колонна паровозного депо (машинист Шевкунов) выступил инициатором вождения тяжеловесных поездов. В итоге, перевезено более 700.000 т народнохозяйственных грузов. В вагонном депо слесарь Куценко, токарь–шеечник Голубев летом 1954 года выполнили пятилетний план.
Комсомольцы швейной фабрики № 16 заняли 3 место во Всесоюзном социалистическом соревновании.
Свыше 1.800 комсомольцев и молодежи города Тайги приняли участие в уборке урожая в подшефных колхозах. 76 тайгинских комсомольцев по комсомольским путевкам выехали на освоение целинных земель.
В социалистическом соревновании среди молодых локомотивов (III квартал 1954 года) коллектив паровоза Л–3206 завоевал Переходящий вымпел Дорпрофсожа и политического отдела Томской железной дороги. Министерство путей сообщений СССР присвоило машинисту Федорову почетное звание «Лучший машинист сети дорог Советского Союза». Хорошими успехами отличились коллективы паровозов (Кирсанов, Рудов, Дегтярёв, Вячеслав Ковригин).
Комсомольско–молодежная бригада имени ХIХ съезда партии (бригадир Валентин Карельский) добилась снижения простоя паровозов на промывочном ремонте и увеличила производительность труда на 173%.
Выполнили плановые задания: вагонное депо – слесарь Куценко и токарь–шеечник Голубев (на 200–220%), слесарь отцепочного ремонта Городилов (на 140–150%). Поездные вагонные мастера Абрамов, Кузнецов и Шильников водили поезда скоростными методами без заливки букс. Машинисты Синелькин, Гребенюк, Волкова и Севастьянова добились успехов по продвижению грузов народного потребления.
Лучшими молодыми рабочими швейной фабрики № 16 стали Сизых, Уйманова и Болтовская, выполняющие 1,5 – 2 нормы.
За хорошую работу на производстве и активное участие в общественной жизни 47 комсомольцев были награждены Почетными грамотами Кемеровского обкома ВЛКСМ и ЦК ВЛКСМ.
ХII Тайгинская городская комсомольская конференция – 29 – 30 октября 1955 года. (ГАКО. – Ф. П–148. – Оп. 1. – Д. 160. – Лл. 31 – 33, 38 – 39).
В мае 1955 года Тайгинскому вагонному депо было вручено переходящее Красное знамя Томской железной дороги.
Среди передовых комсомольцев вагонного депо – составитель поездов Ковалёв (выполнение плана на 136%), списчики вагонов Проскурякова и Незвец, конторщик Кондеясова, токарь–шеечник Голубев (выполнил пятилетку за 3 года 6 месяцев). Комсомольцы Копытов, Чубаева и Полторацкий выполняли ежедневные задания на 150 – 200%.
Комсомольско–молодежная колонна имени С. М. Кирова (машинист–инструктор Шевкунов) заняла первое место среди колонн паровозного депо. За 9 месяцев 1955 года было перевезено 786.713 т народнохозяйственных грузов, проведено 2.472 тяжеловесных поезда, 1947 поездов совершили безводные рейсы. Перевыполнены технические скорости на 2,4 км, среднесуточный пробег локомотива – 366 км. Передовики – машинист колонны Петухов, Блошкин, Федоров, Рудов, Шкляр, Кашников, Лебедев.
Комсомольско–молодежная бригада Валентина Карельского выработала за 9 месяцев до 179% и отремонтировала сверх нормы 14 паровозов, на 14,6% снизился простой паровозов на промывочном ремонте.
Комсомольские бригадиры Романов, Белохвостиков, Рамазанов и другие довели норму выработки до 200%.
Работницы швейной фабрики № 16 Шабуня, Кривошеина, Глякова, Бурлакова, Сидорина, Ерошина и другие выполнили задания на 150 – 180%, выпускали продукцию хорошего и отличного качества.
Комсомольско–молодежная бригада артели «Швейник» (бригадир Куценко) выполнила задания на 130 – 140%. Швеи Звякина, Вымятнина, Куценко и другие выполнили планы на 475%. Пошивочные изделия были отмечены хорошим качеством.
Комсомольско–молодежная бригада деревоотделочного цеха Дорстройтреста выполнила норму на 170 – 200%.
Были созданы комсомольско–молодежная бригада поездных вагонных мастеров и комсомольско–молодежная смена в электроцехе, молодежный коллектив в комсомольской организации станции Тайга, ВП–115.
189 комсомольцев были награждены Почетными грамотами и Похвальными листами Кемеровского обкома ВЛКСМ и Тайгинского горкома ВЛКСМ.
На освоение целинных и залежных земель по комсомольским путевкам в Красноярский край уехало 36 человек из города Тайги. Комсомольцы Кузнецов, Метелев, Киселёв, Можаров, Анисимов и другие в 1955 году были представлены кандидатами на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москве.
Для посланцев в зерносовхоз «Алтай» было собрано и отправлено более 1.000 экземпляров политической и художественной литературы, большое количество разных инструкций. Тайгинский горком ВЛКСМ организовал 2 воскресника по оказанию практической помощи колхозам Яшкинского района в подготовке траншей для силосования кормов и уборки урожая. В воскресниках приняло участие более 400 человек.
За хорошую работу в совхозе были награждены ученики школы № 160: 18 человек – Почетными грамотами Кемеровского обкома ВЛКСМ, 32 человека – Похвальными листами Тайгинского горкома ВЛКСМ.
ХIII Тайгинская городская комсомольская конференция – 24 – 25 ноября 1956 года. (ГАКО. – Ф. П–148. – Оп. 1. – Д. 208. – Лл. 23 – 26).
Вагонный участок вместе с коллективом выполнил план годового ремонта вагонов на 102,8%. Задания на 150 – 200% выполнили: Манякин – слесарь по ремонту оборудования, Аникин – плотник по ремонту вагонов, Шубаров, Токарев, Чубаева, Жариков, Лобач и другие.
Дистанция связи внедрила техническую культуру на отделении. Было вручено Переходящее знамя Дорпрофсожа и Управления Томской железной дороги, Тайгинского горкома КПСС и Тайгинского горисполкома. Передовые комсомольцы дистанции связи – Корнеев, Мельничихин, Рыбин, Вержбицкий, Киселёв и Богаченко. Трижды коллектив дистанции связи занимал первенство в социалистическом соревновании, в котором участвовали комсомольцы – составители поездов Овсянников, списчик вагонов Теплых, стрелочница Сидорова, весовщик Ермакова.
Коллективы комсомольско–молодежных паровозов паровозного депо перевезли сверх нормы 450.000 т грузов. Передовые машинисты Баева (56.899 т сверх нормы), Кашникова (24.911 т сверх нормы), Юрий Арехин (24.517 т сверх нормы), Иван Комаров (28.385 т сверх нормы). 14 комсомольско–молодежных паровозов не имели пережога топлива.
Комсомольско–молодежный поезд 4690 (комсомольцы Ляпин, Комаров, Рогозин) сэкономили 279.333 кг топлива. Коллектив паровоза 4559 (старший машинист Михаил Сторублёв) завоевывал 5 раз за год Переходящий вымпел комитета ВЛКСМ. Более 60 комсомольцев были награждены Почетными грамотами Кемеровского обкома ВЛКСМ и Похвальными листами Тайгинского горкома ВЛКСМ.
Среди передовиков – комсомольско–молодежная бригада Валентина Карельского (цех промывки) и комсомольско–молодежная смена Олейникова (цех подъемки). Передовые комсомольцы – Василий Кольцов, Виктор Огородников, Семен Худяков, Георгий Данилов, Анатолий Иванов и другие (перевыполнение задания на 140 – 180%).
Среди других передовиков – комсомольско–молодежная бригада Воротниковой (хлебозавод ОРСа – НОД–2); эта бригада держала Переходящий вымпел ОРСа. Лучшие работники – тестомес Степанова, садницы Кужелева и Третьякова, формировщица Сурганова.
Комсомольско–молодежная бригада восстановительного поезда № 15. Бригада Раисы Сотниковой выполнила норму на 117%. Передовые рабочие – Тибекина, Валентина Попова, Козлова, Дорошева. Бригадир Раиса Сотникова занесена на Доску почета.
Комсомольско–молодежная бригада Шамаева заняла первое место в предпраздничном соревновании, присудившем Переходящий вымпел. Лучшие комсомольцы–новоселы – Косенко, Ткаченко, Александров, Стародубцев.
Комсомольско–молодежная бригада деревообрабатывающего цеха – передовые комсомольцы столяр Танаков, плотник Левин выполнили планы на 150 – 180%.
В коллективе дистанции связи и сооружений выполнили планы на 160 – 200% электросварщик Чуфистов, маляр Терентьев, плотник Черных, станочник Марьин.
Передовиками социалистического соревнования стали: Попов и Зуборев (горсвязь), Сиворин (транспортная милиция), Вымятнина и Симонова (артель «Швейник»), Сидорина и Буранова (швейфабрика № 16), Карабанова и Власова (горпищекомбинат).
ХIV Тайгинская городская комсомольская конференция – 27 октября 1957 года. (ГАКО. – Ф. П–148. – Оп. 1. – Д. 209. – Лл. 15 – 19).
Комсомольцы паровозного депо досрочно выполнили на 102,5% план первого года VI пятилетки по перевозке народнохозяйственных грузов, цех эксплуатации выполнил план перевозок на 111,1%. Перевезено 17.490 тяжеловесных поездов, в том числе, 18 комсомольско–молодежных паровозов – 2.215 т. Перевезено грузов сверх нормы – 6.241.381 т, безводными рейсами 17.927 т, в том числе комсомольско–молодежных – 2.338 т. Одно из первых мест заняла комсомольско–молодежная колонна машиниста–инструктора Назарова.
В 1957 году сэкономлено 18 комсомольско–молодежных паровозов и 1410 т угля. Из 18 комсомольско–молодежных паровозов самый передовой – комсомольский паровоз 61–5174 (старший машинист Юрий Тарабыкин). Перевезено 15 тяжеловесных поездов, совершен 21 безводный рейс и сэкономлено 26,5 т угля.
Коллективы паровозов Л–4690, Л–3674, Л–5174 по 3 – 4 раза завоевывали звания победителей социалистического соревнования.
Передовые комсомольцы – Ляпин, Кашников, Жеребцов, Бибик, Хлебников, Мусихин, Макрушин, Кашин и другие. Они показали отличные показатели в перевозке народнохозяйственных грузов.
Комсомольцы вагонного депо выполнили план годового ремонта на 103,1%, план среднего ремонта – на 104,7%. Передовики производства – токарь Овиденко, слесарь–вагонник Лобач (выполнение плана на 180 – 200%), Карпов, Урбан, Савенко.
Скоростными методами было обработано 6.436 поездов и сэкономлено 54.618 вагоно–часов.
Передовые комсомольцы – списчицы вагонов Кович, Корнышева, стрелочница Селитаева, рабочие технического контроля Незвец и Крахмалёва. Организовано 2 комсомольских поста, комплектовалась комсомольско–молодежная смена. Комсомольцы приняли участие в подготовке предприятия к зиме – подготовили центральные посты.
Комсомольско–молодежная бригада восстановительного поезда № 15 (секретарь комсомольской организации Косенко). Работало 9 комсомольско–молодежных бригад из 126 человек, из них 83 комсомольца.
Бригадир Пашакин выполнил план от 126%, комплексная комсомольско–молодежная бригада плотников (бригадир Данилов) – план до 228%. Высокие показатели труда – у комсомольцев Кравченко, Литвяка, Ляпина, Беляевой, Слепцова. Этой бригаде присужден вымпел треста, а также бригада каменщиков (бригадир Алабугин).
Лучшая женская бригада – бригадир Козлитина, лучшие комсомольцы – Варвара Сафошина, Майборода, Бороздина. Замечательно трудились комсомольцы – арматурщики Керейченко, Сапон, Желнов, каменщики Захаров и Давыдов. После подведения итогов работы комсомольско–молодежной бригаде был присужден вымпел комитета ВЛКСМ «Передовой комсомольско–молодежной бригаде».
В цехе массового пошива артели «Швейник» работала комсомольско–молодежная бригада Куценко – мотористки Вымятнина и Банщикова, ручница Волкова, комсомольско–молодежная бригада Смирновой – швеи Конёва и Роговская, ручница Кормщикова (выполнили нормы не менее 150%). Активно помогали подготовиться к зиме комсомольцы 1–го участка Дорстройтреста.
ХV Тайгинская городская комсомольская конференция – 24 октября 1959 года. (ГАКО. – Ф. П–148. – Оп. 1. – Д. 210. – Лл. 16 – 20).
Комсомольско–молодежный коллектив локомотивного депо (машинист–инструктор Юрий Щека) за 9 месяцев 1959 года перевез около 900 безводных рейсов, более 1.300 тяжеловесных поездов и более 400.000 т народнохозяйственных грузов, сэкономил 240 т угля. Лучший паровоз – Л–857, машинисты Христенко и Мищенко, помощники Ильиных и Малыгин, кочегары Жигалов и Ренёв). Машинист паровоза Александр Кашин провел за 9 месяцев 44 тяжеловесных поезда и перевез сверх нормы 1.600 т. Локомотивное депо переходило с паровозной тяги на электровозную тягу, проходила реконструкция цехов.
Комсомольцы и молодежь на электрифицированном участке Тайга–Болотное за 9 месяцев перевезли сверх нормы около 70.000 т народнохозяйственных грузов, провели 165 тяжеловесных поездов.
Передовики – машинисты электровоза Борис Моисеев, Иван Коваленко, помощники машиниста Борис Борковский, Виктор Мерзликин, Валентина Розенко.
Хорошо трудилась молодежь цехов локомотивного депо – профилирующего ремонта (комсорг Трубин) и периодического ремонта (Руденко). На 250 – 270% ежемесячно выполняли норму выработки бригады комсомольцев Пуйде, Владимира Иванова и Михаила Сторублёва. Образцы в труде в бригаде показали комсомольцы Дмитрий Хроменок, Геннадий Добровольский, Владимир Толмачёв, Валентина Кузнецова и другие. Комсомольцы и молодежь борются за звание ударников коммунистического труда.
Ударниками коммунистического труда стали передовые комсомольцы Николай Кемеровов, Петр Кулаков, Николай Бессонов.
Комсомольская организация локомотивного депо приняла патриотический почин Валентины Гагановой. Молодой инженер, комсомолец Пуйде перешел из передового цеха в отстающий, старшая стрелочница Валентина Петрова с передового стрелочного поста – в отстающий.
Немалую роль в выполнении государственного плана по ремонту вагонов комсомольцев Никитина – ОВ, Полторацкого – слесаря, Теплых – старшей смазчицы, Волкова – слесаря годового ремонта, Клепцова – электромонтера.
Действовало 10 комсомольско–молодежных бригад строительного поезда 15. Благодаря их усилиям досрочно сданы в эксплуатацию электрифицированный участок Болотное–Тайга и Тайга–Мариинск. Построены станция Тайга–II и новый благоустроенный поселок.
Комсомольско–молодежные бригады штукатуров – передовые рабочие Нина Макаренко и Михаил Шторкман, бетонщик Борис Басурманов, монтажник Василий Семенов и другие ежегодно выполняют нормы выработки на 130 – 200%.
Комсомольцам станции Тайга за III квартал 1959 года присвоены значки Министерства путей сообщений СССР и президиума ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта.
Примером в труде стали комсомольцы – составитель поездов Глушков, весовщик Анищенко и другие. Перевыполнили план 9 месяцев швейфабрика № 16, артель «Швейник», НГЧ–2.
Среди передовиков – комсомольско–молодежные бригады Вымятниной и Минчёнок (артель «Швейник»), Путинцева (швейная фабрика № 16), Рябцев (НГЧ–2). За хорошую работу на производстве и активное участие в общественной жизни ЦК ВЛКСМ и Кемеровский обком ВЛКСМ наградили более 160 комсомольцев Почетными грамотами Кемеровского обкома ВЛКСМ, грамотами и значками ЦК ВЛКСМ. 230 человек награждены Похвальными листами Тайгинского горкома ВЛКСМ.
Тайгинский горком ВЛКСМ внес большой вклад по электрификации Тайгинского узла, взяв в марте 1958 года шефство над ним. Комсомольцы выкопали котлован под фундамент опорой 20 кубических метров каждый. На завершение работы по путевкам Тайгинского горкома ВЛКСМ направлено по станции Тайга около 300 человек сроком на 1 месяц. Отработано более 40.000 человеко–часов. Организовано 5 общегородских воскресников с участием около 5.000 человек. Комсомольцы и пионеры средних школ собрали 1.100 экземпляров книг и передали их библиотеке строящегося поезда. Организованная шефская помощь городской комсомольской организации оказала большую помощь в досрочной сдаче в эксплуатацию электрифицированного участка Болотное–Тайга и Тайга–Мариинск.
Комсомольцами и молодежью сдано государству около 2.000 т металлолома. Особенно хорошо поработали вагонное депо, строительный поезд 15 и средняя школа № 33.
По путевкам Тайгинского горкома ВЛКСМ 45 комсомольцев направлено на ударные комсомольские стройки Кузбасса.
XVI Тайгинская городская комсомольская конференция – 21 октября 1961 года. (ГАКО. – Ф. П–148. – Оп. 1. – Д. 250. – Лл. 24 – 28).
Комсомольские организации города участвовали в борьбе за достойную встречу ХХII съезда КПСС. Более 500 комсомольцев подхватили почин Москвы – встретить съезд личными трудовыми подарками.
В крупных комсомольских организациях прошла эстафета «Твой личный подарок комсомольскому съезду». Личные обязательства взяли и выполнили комсомольцы локомотивного депо Виталий Голубев, Герман Ермаков, Владимир Пустовой, Нефёдов и Плотников, вагонного депо – Алексей Фесенко и Борис Данилкин, энергоучастка – Геннадий Поршенков и Уйманов, станции – Зинаида Карнышова, Виктор Чирков, Анна Савченко и Леонид Ковалёв. План по грузоперевозкам выполнен на 100,7%, план по погрузке – на 102%. Проведено 15.764 тяжеловесных поезда, перевезено сверх нормы 5.200.336 т народнохозяйственных грузов.
Коллективу вагонного депо за III квартал 1961 года присуждено переходящее Красное знамя Тайгинского горкома КПСС и Тайгинского горисполкома, переходящее Красное знамя Министерства путей сообщений СССР и ЦК союза железнодорожников.
План по выпуску валовой продукции в городе Тайга выполнен на 104,6%
В движении по выполнению планов и социалистических обязательств участвовало 16 предприятий и более 9.000 трудящихся, среди них – 6 комсомольско–молодежных коллективов. 612 комсомольцев боролись за звание ударников коммунистического труда, 195 – удостоены этого звания.
XVII Тайгинская городская комсомольская конференция – 12 января 1963 года. (Тайгинский рабочий. – 1963. – 17 янв.).
Молодые комсомольцы локомотивного депо стали инициаторами достойной встречи ХХII съезда КПСС и ХIV съезда ВЛКСМ личными трудовыми подарками. Комсомольско–молодежная бригада Владимира Иванова решила экономить на каждом рабочем месте по 5 – 10 копеек в смену за счет материалов и рационального использования рабочего времени. Многие комсомольские организации вскрыли неиспользованные резервы и трудились под девизом «Каждый час – делу коммунизма».
ХVIII Тайгинская городская комсомольская конференция – 25 октября 1964 года. (ГАКО. – Ф. П–148. – Оп. 1. – Д. 252. – Лл. 25 – 27).
Всего в городе действовало 12 комсомольско–молодежных бригад. За 9 месяцев 1964 года перевезено 9.429 тяжеловесных поездов и более 4 миллионов тонн народнохозяйственных грузов.
Передовые комсомольцы – Борис Ряпша, Николай Свиридов, Владимир Земельцев (локомотивное депо), Анатолий Прозоров, Огородников (энергоучасток), Владимир Токарев (дистанция пути), Борис Юрин, Галина Аблонина, Валентина Третьякова, Виктор Большанин (дистанция связи).
Хороших показателей добился коллектив локомотивного депо. Его передовые комсомольцы – Геннадий Добровольский, Александр Шкляр, Виктор Богомолов, Валерий Сильнянгин, Владимир Козлов и Владимир Попов.
Комсомольско–молодежная смена № 3 вагонного депо (мастер – Скороходов). Ее достижения – качественная обработка поездов, борьба за уменьшение количества задержек поездов по станции по проследованию. Нет нарушений трудовой дисциплины. Ударники коммунистического труда – группкомсорг Галина Казначеева, товарищи Литош, Ширшин, Земцов, Сухарев, Безуматов.
Швейфабрика № 16 выполнила план по выпуску валовой продукции на 101,9%.
Отличились комсомольско–молодежные бригады Енгалычевой, Путинцевой и Раззорёновой. 50 комсомольцев – ударники коммунистического труда.
Комсомольцами и молодежью города Тайги собрано и сдано 1.500 т металлолома.
ХIХ Тайгинская городская комсомольская конференция – 20 ноября 1965 года. (ГАКО. – Ф. П–148. – Оп. 1. – Д. 290. – Лл. 20 – 21).
В городе действовало 9 комсомольско–молодежных коллективов – смена № 3 вагонного депо, швейная фабрика № 16 (бригады Енгалычевой и Раззорёновой), бригада периодического цеха, ремонтно–ревизионного цеха и энергоучастка локомотивного депо, магазинов № 15 и № 16, ОРСа НОД–4, бригада тарного цеха завода минераловатных изделий. Комсомольско–молодежная бригада швейной фабрики № 16 выполнила план на 102 – 105%. Большая часть комсомольцев и молодежи этой бригады учились в вечерних школах и техникумах.
Проводились соревнования между собой. Коллектив швейной фабрики № 16 стал традиционно вставать на трудовую вахту в честь Дня советской молодежи. 13 октября 1965 года комсомольско–молодежная бригада Георгия Путинцева (станция Тайга) досрочно закончила план Семилетки.
Комсомольско–молодежная смена № 1 станции Тайга встала на трудовую вахту в честь ХХIII съезда КПСС. Смена ежемесячно выполняла производственные экономические показатели. Почин этого коллектива поддержали все комсомольско–молодежные коллективы.
Среди комсомольцев–производственников – более 40 ударников коммунистического труда. Это – локомотивщики Владимир Земельцев, Анатолий Денисов и Юрий Ликратов, энергоучасток – Анатолий Прозоров, Юрий Попов, Анатолий Огурцов, Виктор Огородников, строители Павел Никифоров, Алексей Карабанов, Тамара Мурашова, Елена Доронина и другие.
Вопросы технического прогресса, рационализации и изобретательства также заняли немаловажное положение. Всего – 68 рационализаторов, внесено 76 рацпредложений и внедрено 64 рацпредложения. Передовые рационализаторы локомотивного депо – Анатолий Лебедь, Юрий Ликратов, Владимир Дрога, Э. Рользинг и другие.
ХХ Тайгинская городская комсомольская конференция – 25 ноября 1967 года. (ГАКО. – Ф. П–148. – Оп. 1. – Д. 291. – Лл. 39– 44).
Тайгинские рабочие трудились под девизом – «Юбилею революции – подарки молодых». Работало 10 комсомольско–молодежных бригад. Самый лучший комсомольско–молодежный коллектив – комсомольско–молодежная смена I станции Тайга (бригадир – маневровый диспетчер Георгий Путинцев). Она награждена Переходящим знаменем Кемеровского обкома ВЛКСМ, оставленным на вечное хранение в честь 50–летия Великого Октября.
Хорошо работали комсомольско–молодежная группа локомотивного депо, комсомольско–молодежные коллективы энергоучастка, швейной фабрики № 16, вагонного депо. Они ежемесячно выполняли производственные планы, сдавали продукцию с первого предъявления и успешно боролись с простоями транспорта.
Состоялась трудовая вахта в предсъездовские дни. За успешную работу была награждена комсомольско–молодежная смена № 1 вагонного депо (мастер Скороходов). Награжденная Грамотами Тайгинского горкома ВЛКСМ, большая бригада комсомольцев была отмечена приказом начальника Тайгинского отделения Западно–Сибирской железной дороги.
Первое место заняла комсомольская организация станции Тайга (секретарь – Тамара Агеева), награжденная Переходящим знаменем Тайгинского горкома ВЛКСМ – за борьбу с простоями вагонов, систематические комсомольские собрания и хорошо налаженную внутрисоюзную работу.
Хорошие результаты в комсомольском соревновании показали комсомольские организации швейной фабрики № 16, энергоучастка, локомотивного депо, вагонного депо, КБО и другие. Значительно активизировались комсомольские организации детских садов, дистанции пути и Дорстроя.
Ударниками коммунистического труда стали более 600 комсомольцев. Среди них – Георгий Ракитин, Владимир Верхоланцев, Геннадий Каёмов (локомотивное депо), Надежда Афанасьева и Валентина Приезжева (швейная фабрика № 16), Людмила Сугробова и Анатолий Дубровский (вагонное депо), Людмила Полянчикова и Анна Николайчик (детские сады), Фаина Кузьмина и Николай Здоренко (горсвязь).
Более 30 лучших комсомольцев–производственников награждены значком ЦК ВЛКСМ «Молодому передовику производства». Среди них – Галина Жук, Зоя Скрипченко, Юрий Грудинин, Виктор Чуковитов, Владимир Верхоланцев, Людмила Евдокимова.
Более 50 человек награждены Почетными грамотами Кемеровского обкома ВЛКСМ, более 150 человек – Грамотами Кемеровского обкома ВЛКСМ, Борис Сушков и Тамара Агеева – Грамотами ЦК ВЛКСМ.
В Тайгинском железнодорожном узле работало 57 рационализаторов. Ими было подано 98 рацпредложений и внедрено 73 рацпредложения. Лучшими рационализаторами стали Юрий Листратов, Михаил Агеев, Юрий Панкратов, Анатолий Лебедь. По представлению Тайгинского горкома ВЛКСМ они были отмечены в приказе начальника Западно–Сибирской железной дороги и получили денежную премию.
XXI Тайгинская городская комсомольская конференция – 28 ноября 1969 года. (ГАКО. – Ф. П–148. – Оп. 2. – Д. 2. – Лл. 6 – 11).
Тайгинские комсомольцы в честь предстоящего 100–летия со дня рождения В. И. Ленина трудились под девизом «Ленинскому юбилею – ударный труд и дела молодых!».
Комсомольцы вели борьбу с потерями на производстве и ускоренный оборот вагонов, сэкономили почти 2 миллиона киловатт–часов электроэнергии. Подано 32 рацпредложения.
Комсомольцы и молодежь собрали свыше 800 т металлолома, высадили 10.000 деревьев и кустарников, провели более 20 воскресников. Отремонтировано 2 малых электровоза периодическим ремонтом, 7 вагонов текущим ремонтом. Убрано около 100 га картофеля и вывезено в городское хранилище 100 т картофеля.
Лучшие комсомольцы Тайги – Галина Иванова (швейная фабрика № 16; перевыполнение плана на 108%), Нина Пушнякова (перевыполнение плана на 107%), Геннадий Фоминых (локомотивное депо; выполнение плана на 115%), Виктор Ворожейкин (локомотивное депо; выполнение плана на 110%), Борис Сотников (выполнение плана на 104%), Людмила Иванова (цех массового пошива КБО), Галина Пономарёва (весовщик станции; выполнение плана на 105,5%).
Развивались инициатива и творческая активность молодежи, ее участие в проведении в жизнь экономической реформы. На железнодорожном узле насчитывалось 7 ОКБ в составе 102 человека, 8 ОБА в составе 140 человек, 72 творческих группы из 145 человек. За 6 месяцев 1969 года разработано 218 работ различного характера, НТО прочитано 493 лекции с собственным охватом в 25.055 человек.
На городских предприятиях трудилось 1.360 комсомольцев. Работало 10 комсомольско–молодежных коллективов, из них самый лучший – комсомольско–молодежная колонна имени 50–летия ВЛКСМ. Комсомольско–молодежные коллективы за 1969 год сэкономили более 1,5 миллионов киловатт–часов электроэнергии, к комсомольско–молодежным маршрутам пятилетки было прицеплено свыше 100.000 железнодорожных вагонов.
Комсомольско–молодежная смена Георгия Путинцева (станция Тайга) активно работала по сокращению простоя железнодорожных вагонов. Итоги работы за 10 месяцев 1969 году к «Комсомольско–молодежному маршруту пятилетки» прицеплено 49.267 вагонов (при обязательстве – 50.000 учетных вагонов).
Комсомольско–молодежные бригады швейной фабрики № 16 (бригадиры Путинцева и Раззорёнова) вели постоянную борьбу за экономию ниток, рациональный раскрой ткани и экономию электроэнергии. Многие девушки включились в борьбу за звание ударников коммунистического труда, ряд из них получили это звание. В среднем, план выполнен на 108%.
Более 500 комсомольцев добились звания ударника коммунистического труда.
Это – Александр Поснов, Геннадий Карягин, Валерий Камишилин (локомотивное депо), Людмила Рябчикова, Людмила Головина, Софья Умержанова (швейная фабрика № 16), Виктор Кулаков, Людмила Денеко (вагонное депо), Александр Бородкин, Валентина Денисова, Зинаида Новикова (станция Тайга).
Комсомольская организация локомотивного депо заняла первое место в социалистическом соревновании и завоевала Переходящее знамя Тайгинского горкома ВЛКСМ. Комсомольцы вели борьбу за бесперебойную работу локомотивного парка. Собрано и сдано 60 т 200 кг черного металлолома и 2 т цветного металлолома. Сэкономлено 259.604 киловатт–часов электроэнергии. Появилось 98 ударников коммунистического труда, 66 комсомольцев боролись за это звание.
Хорошо работали комсомольские организации швейной фабрики № 16, энергоучастка, городской больницы, вагонного депо и других организаций.
Почин комсомольцев и коммунистов комсомольско–молодежный коллектив «имени 50–летия ВЛКСМ» локомотивного депо, работники швейной фабрики № 16 решили отработать в день 100–летия со дня рождения В. И. Ленина – 22 апреля 1970 года – на сэкономленных материалах и электроэнергии.
XXII Тайгинская городская комсомольская конференция – 15 января 1972 года. (ГАКО. – Ф. П–148. – Оп. 5. – Д. 1. – Л. 7).
В мае 1971 года в городе Тайга состоялось Всесоюзное комсомольское собрание, обсудившее итоги ХХIV съезда КПСС. Комсомольцы и молодежь наметили конкретные программы участия каждой организации, каждого юноши и девушки в принятии решений, выступили с ценными инициативами по досрочному выполнению планов первого года IХ пятилетки, к повышению качества продукции и взяли повышенные обязательства.
Личные планы на пятилетку взяли на себя молодые передовики производства – машинист локомотивного депо, делегат ХVI съезда ВЛКСМ Борис Устюжанин, помощник машиниста электровоза Борис Лукин, весовщик станции Надежда Ульихина, швеи швейной фабрики № 16 Людмила Федорова и Галина Тураненко.
Многие комсомольцы сдержали свое слово.
Железнодорожники Тайгинского отделения перевезли 2,8 миллионов тонн народнохозяйственных грузов, выполнили народнохозяйственный план на 103, 1%, перевыполнили техническую скорость на 0,6 км/ч. Было сэкономлено 21,9 миллионов киловатт–часов электроэнергии.
20 декабря 1971 года предприятия местной промышленности досрочно выполнили годовой план по реализации продукции.
XXIII Тайгинская городская комсомольская конференция – 1 декабря 1973 года. (Тайгинский рабочий. – 1973. – 4 дек.).
Лучшие комсомольско–молодежные коллективы и передовики производства выступили с патриотическими починами и возглавили социалистическое соревнование за досрочное выполнение годового плана.
Единая комсомольско–молодежная смена Тайгинского узла (руководитель – А. Абрамов) прицепила к комсомольско–молодежному маршруту 23.000 вагонов, сэкономила более 1 миллиона киловатт–часов электроэнергии и провела отличными рейсами 5.840 поездов.
По инициативе комсомольцев швейной фабрики «Тайга» «Пятилетку – в четыре года» 60 девушек трудились в счет 1974 года. Комсомольско–молодежные коллективы швейной фабрики выпустили сверхплановую продукцию. Машинист электровоза локомотивного депо Борис Устюжанин сэкономил за счет передовых методов вождения поездов 125.000 киловатт–часов электроэнергии. Швея швейфабрики «Тайга»Галина Старченко полностью освоила технологический процесс пошива детских костюмов и обучила своей профессии 5 новичков. Приемосдатчик грузов станции Тайга Надежда Ульихина отсортировала дополнительно к заданию 5 лет 6.200 контейнеров.
Комсомольцы Тайги трудились под девизом «Решающему году – ударный финиш!».
XXIV Тайгинская городская комсомольская конференция – 18 октября 1975 года. (Тайгинский рабочий. – 1975. – 21 окт.).
Тайгинские комсомольцы и молодежь несли ударную вахту в честь 30–летия Великой Победы. Комсомольско–молодежная смена № 1 станции Тайга (руководитель Г. Шадрин) за счет уплотненной погрузки дополнительно погрузила 2.435 т народнохозяйственных грузов, прицепила к комсомольско–молодежному маршруту пятилетки 8.956 вагонов и освободила под дополнительную погрузку около 1.000 вагонов.
Почин московских комсомольцев «Работать за себя и за того парня» подхватили комсомольцы швейной фабрики «Тайга», КБО, других предприятий города и добились высоких трудовых результатов.
5 комсомольцев – победителей социалистического соревнования – сфотографировались у Знамени Победы. Это – слесарь локомотивного депо А. Синченко, старший приемосдатчик грузов станции Тайга Т. Куликова, учащаяся техникума Г. Романенко, учащийся ГПТУ В. Юрьев, учащаяся школы № 33 Л. Ельчанинова.
Комсомольцы и молодежь трудились под девизом «Пятилетке – ударный труд, мастерство и поиск молодых!». Единая комсомольско–молодежная смена № 1 прицепила к комсомольско–молодежному маршруту пятилетки 23.000 вагонов, локомотивщики безвозмездно перечислили в фонд пятилетки 150.000 киловатт–часов электроэнергии. Среди правофланговых соцсоревнования – швея фабрики «Томь» Галина Старченко, токарь вагонного депо Борис Кулешов, слесарь локомотивного депо В. Иванов и многие другие.
XXV Тайгинская городская комсомольская конференция – 3 декабря 1977 года. (Тайгинский рабочий. – 1977. – 6 дек.).
В городе Тайга действовало 23 комсомольско–молодежных коллектива. Вошли в практику конкурсы и чемпионаты по профессии.
С большим энтузиазмом размахом прошло соревнование комсомольцев и молодежи города за почетное право подписать Рапорт Ленинского комсомола Центральному Комитету КПСС к 60–летию Великого Октября. Этой высокой чести были удостоены 170 молодых гвардейцев пятилетки, отличников учебы из 3.000 комсомольцев–участников соцсоревнования. Среди них – газосварщик локомотивного депо Александр Мочалов, швея швейфабрики «Тайга» Валентина Меновщикова, токарь вагонного депо Николай Харин, швея горбыткомбината Надежда Вымятнина, медсестра врачебного отделения Ольга Шонарева, учащийся техникума Олег Бубликов, учащийся школы № 34 Александр Орлов и многие другие.
Правофланговыми предъюбилейной вахты стали почти все комсомольско–молодежные коллективы. Среди них – бригада швейной фабрики «Тайга» (А. Перова), колонна имени 50–летия ВЛКСМ локомотивного депо (Борис Ряпша) и другие.
XXVI Тайгинская городская комсомольская конференция – 3 декабря 1979 года. (Тайгинский рабочий. – 1979. – 4 дек.).
За 10 месяцев 1979 года тайгинцы выполнили план реализации продукции на 102, 6%. В городе работало 24 комсомольско–молодежных коллектива. Правофланговые – коллективы бригады швейной фабрики «Тайга» (мастер П. И. Калиночкина); в августе 1978 года ему присвоено звание «Коллектив имени XVIII съезда ВЛКСМ». Коллективу смену № 1 станции Тайга за несколько дней до юбилея Советского Комсомола было присвоено почетное звание «Коллектив имени 60–летия ВЛКСМ». Оба коллектива были внесены в «Летопись трудовой славы комсомольцев и молодежи Кузбасса».
Особое место – комсомольско–молодежная колонна локомотивного депо имени 50–летия ВЛКСМ. Комсомольцами колонны сэкономлено за 10 месяцев 321.000 киловатт–часов электроэнергии. Машинист Борис Устюжанин стал лауреатом премии имени Ленинского комсомола, машинист Владимир Артемьев – лауреатом премии «Молодость Кузбасса». Вскоре Борис Устюжанин возглавил Всесоюзный комсомольский отряд молодых железнодорожников на БАМе.
С ценной инициативой выступил комсомольско–молодежный коллектив бригады по ремонту тепловозов (локомотивное депо; бригадир Юрий Сергеев). Коллектив обязался к 61–й годовщине Ленинского комсомола (29 октября 1979 года) выполнить план 4 лет и отремонтировать до конца года не менее 30 тепловозов, посвятив этот подарок 60–летию первых комсомольских ячеек Кузбасса. К 30 ноября было отремонтировано сверх плана более 40 паровозов.
XXVII Тайгинская городская комсомольская конференция – 5 декабря 1981 года. (Тайгинский рабочий. – 1981. – 8 дек.).
В апреле 1981 года комсомольцы локомотивного депо встали на трудовую вахту в честь XXVII городской комсомольской конференции. Участники социалистического соревнования успешно выполнили планы 1981 года. Это – труженики горбыткомбината Т. Шахова, Н. Чикилева, В. Корчуганова, Н. Картофелева, Л. Макарова, Т. Семенкова, Н. Чижкова, швеи швейфабрики «Тайга» Т. Белоглазова, Н. Петрова, Г. Попова, Л. Булгакова, В. Ларина, Т. Мелкова, Н. Панина и другие.
Среди комсомольско–молодежных коллективов отличилась бригада Юрия Сергеева (локомотивное депо). За 9 месяцев 1981 года бригадой внедрено 25 рацпредложений и сэкономлено горюче–смазочных материалов на 1.500 рублей (цены до 1991 года!).
Победителями городского социалистического соревнования стали комсомольско–молодежные коллективы кондитерского цеха ресторана «Тайга» (бригадир Р. Степанова), бригада швейной фабрики «Тайга» (бригадир Е. Раззорёнова) и трикотажного цеха (бригадир В. Кисленко).
XXVIII Тайгинская городская комсомольская конференция – 1 декабря 1984 года. (Тайгинский рабочий. – 1984. – 8 дек.).
В комсомольских организациях города развернулось движение под девизом «ХI пятилетке – ударный труд, знания, инициативу и творчество молодых».
За 3 года сэкономлено 11 миллионов киловатт–часов электроэнергии и около 310 т условного топлива. Молодыми производственниками подано 780 рацпредложений. С большим энтузиазмом комсомольцы и молодежь города трудились на Всесоюзных коммунистических субботниках.
Комсомольцы локомотивного депо внесли большой вклад в «комсомольский фонд экономии». В день субботника 60 локомотивных бригад провели составы с народнохозяйственными грузами на сэкономленной электроэнергии. 20 молодых машинистов посвятили свои поездки субботнику.
Успешно выполнили личные соцобязательства 1984 года швеи швейной фабрики «Тайга» Р. Шутова и Т. Львова, машинисты локомотивного депо Г. Григорьев и Н. Горб, электромеханик дистанции сигнализации и связи Е. Пустовой, осмотрщик вагонного депо Н. Артёменко, кондитер ресторана «Кедр» Т. Куранова, мастер цеха макаронной фабрики А. Чемкина и другие.
Лучшие в городе комсомольско–молодежные коллективы – колонна имени 60–летия Тайгинского комсомола локомотивного депо, бригада по ремонту тепловозов имени ХIХ съезда ВЛКСМ, бригада швейной фабрики «Тайга» (мастер Е. М. Раззорёнова), коллектив магазина «Огонёк» и другие. Коллективы неоднократно выступали с ценными инициативами и показывали образцы ударного высокопроизводительного труда.
XXIX Тайгинская городская комсомольская конференция – 20 декабря 1986 года. (ГАКО. – Ф. П–148. – Оп. 19. – Д. 1. – Лл. 78 – 79).
В городе действовало 14 комсомольско–молодежных коллективов общей численностью более 400 человек. Комсомольско–молодежный коллектив по ремонту тепловозов имени XIX съезда ВЛКСМ (бригадир Александр Лазарев) 5 декабря 1986 года выполнил задание первого года XII пятилетки. Члены бригады несут коллективную ответственность за состояние трудовой дисциплины в коллективе.
Успешно завершил год комсомольско–молодежный коллектив колонны имени 60–летия Тайгинского комсомола (бригадир – машинист–инструктор Дмитрий Хатеев). На их счету – около 1 миллиона киловатт–часов сэкономленной электроэнергии. Плановые задания перевыполнены на 120 – 140%. За высокие производственные показатели Кемеровский обком ВЛКСМ вручил коллективу Дмитрия Хатеева переходящее Красное Знамя на вечное хранение. На счету коллектива – немало добрых трудовых починов. Например, в честь ХХ съезда ВЛКСМ колонна решила провести 50 тяжеловесных поездов на сэкономленную электроэнергию и перечислить сэкономленные средства в фонд ХII пятилетки.
В авангарде социалистического соревнования – бригадиры швейной фабрики «Тайга» (бригадир А. И. Перова) со средним процентом выработки 130%. Она выполнила план I квартала ко дню открытия XXVII съезда КПСС. Ко дню открытия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов бригада Перовой пошила сверх плана 1.000 детских костюмов.
В комсомольско–молодежном коллективе Лотова (цех дистанции сигнализации связи) молодежь цеха объявила свой коллектив «зоной трезвости». Исправно нес службу по охране общественного порядка комсомольско–молодежный коллектив ЛОВДТ (руководитель Орлов).
Состоялась трудовая эстафета среди комсомольско–молодежных коллективов под девизом «XXVII съезду КПСС – ударный труд» с оформлением эстафетного альбома. Все коллективы показали в дни эстафеты наивысшую производительность, коммунистическое отношение к труду, работу с большим энтузиазмом и творческим подъемом. Первыми производственные задания выполнили молодые швеи фабрики «Тайга» Антонина Беланова (176%), Тамара Баранова (176%), Надежда Иосипенко (186%).
По–ударному трудились Владимир Трифуз (комсорг колонны имени 60–летия Тайгинского комсомола) – экономия 13.505 киловатт–часов, 1.200.000 киловатт–часов возвращено в контактную сеть, перевезено 50 тяжеловесных поездов. Выполняет плановые задания и участвует в общественной жизни слесарь вагонного депо Андрей Каркин, механик ШЧ–1 Валерий Корнеев (выполнение задания на 150%).
XXX Тайгинская городская комсомольская конференция – 4 ноября 1989 года. (ГАКО. – Ф. П–148. – Оп. 22. – Д. 1. – Лл. 2 – 5).
В городском комсомоле наметился кризис. Количество членов ВЛКСМ в городе Тайге за 3 года сократилось на 1.048 человек и составило 2.092 человека. Действовало 52 первичные организации ВЛКСМ, но авторитет комсомола начал стремительно падать.
Рабочие локомотивного депо создали первый городской МЖК. В августе 1989 года начал работать первый городской МЖК из 106 членов, 9 организаций и предприятий города. Перестало действовать социалистическое соревнование за право зачисления в ряды бойцов МЖК.
Тайгинский горком ВЛКСМ выступил с предложением о создании молодежной программы в городе – с мероприятиями по защите прав и интересов молодежи.
Ушли в прошлое городские конкурсы профмастерства, заглохло движение по созданию комсомольско–молодежных коллективов и распались те, которые были. Было зарегистрировано только 5 комсомольско–молодежных коллективов, самый активный – локомотивного депо (бригадир Александр Дептух). Одна из причин распада комсомольско–молодежных коллективов – незаинтересованность в коллективах комсомольцев предприятий и администрации.
Двумя годами позже кризис в городском комсомоле закончился самороспуском ВЛКСМ, распадом СССР и выросшим российским поколением без комсомола.
Советский комсомол стал хорошей школой жизни для многих тайгинцев. Некоторые воспитанники тайгинского комсомола достигли реальных высот. Бывшие первые секретари Тайгинского горкома ВЛКСМ Владимир Лебедев и Анатолий Денисенко впоследствии стали первыми секретарями Кемеровского обкома ВЛКСМ. Лауреатом премии Ленинского комсомола стал машинист локомотивного депо Борис Устюжанин, впоследствии – командир Всесоюзного комсомольского отряда молодых железнодорожников на строительстве БАМа.
Машинист локомотивного депо Владимир Артемьев стал лауреатом областной премии «Молодость Кузбасса», а машинист электровоза Владимир Дубровский – лауреатом премии Ленинского комсомола и делегатом ХIХ съезда ВЛКСМ. Членство в комсомоле и работа в комсомольских организациях приучили к труду и дисциплине, научили ответственности за поступки, порядочности, принципиальности, воспитали в молодых душах патриотизм, героизм, отвагу, бескорыстие и взаимовыручку. Благодаря активной деятельности Тайгинского городского отделения движения «Ветераны комсомола» накопленный уникальный опыт советского комсомола будет последовательно передаваться молодому и подрастающему поколению славного города железнодорожников.
Кирилл Лобанов, участник Кемеровского регионального общественного движения «Ветераны комсомола»